Задержанных моряков не отпускают на свободу

История с задержанием северокорейскими пограничниками российского теплохода "Лидия Демеш" близится к завершению: дипломатам удалось договориться об освобождении моряков. Однако до сих пор этого не произошло




История с задержанием северокорейскими пограничниками российского теплохода "Лидия Демеш" близится к завершению. В минувший понедельник генконсулу РФ в г. Чхонджин Евгению Вальковичу удалось не только получить разрешение на встречу с моряками, но и добиться их освобождения - соответствующий протокол был подписан в тот же день с пограничными властями северокорейского портового г. Кимчхэк, куда и был отбуксирован теплоход.

О том, что все необходимые для освобождения документы подписаны, в посольстве России в Пхеньяне сообщили еще вчера. Позднее появилось подтверждение из Пхеньяна: власти Северной Кореи пообещали, что уже во вторник все моряки с задержанного судна выйдут на свободу. Однако в середине дня в генконсульстве РФ сообщили, что северокорейские власти не отпустили экипаж теплохода. "Генеральный консул Евгений Валькович передал, что будет оставаться на судне в среду, ожидая решения из Пхеньяна", - сообщила сотрудница дипмиссии.

Напомним, что теплоход "Лидия Демеш" с партией автомобилей на борту совершал рейс из японского порта Хамата во Владивосток. Неподалеку от мыса Мусудан в 5 - 8 км от побережья теплоход был остановлен северокорейским пограничным кораблем и под конвоем доставлен в порт г. Кимчхэк. Начальнику теплохода удалось забаррикадироваться в рубке и передать во владивостокский спасательно-координационный центр (СКЦ) сообщение о том, что на борт российского судна поднялись трое вооруженных пограничников - офицер и двое моряков. Пограничники, не владеющие ни русским, ни английским языками, жестами дали понять россиянам, что им нужно взять курс к побережью КНДР. О происшедшем СКЦ сообщил российским пограничным властям и в приморское представительство МИД РФ.

После этого связи с командой теплохода не было в течение суток. Все это время никаких официальных данных о причинах задержания российского судна не поступало. Затем стало известно, что экипаж "Лидии Демеш" задержан по обвинению в нарушении государственной границы КНДР. На борту судна, по разным данным, находятся от 23 до 25 человек.

По мнению специалистов СКЦ, российский теплоход мог зайти в территориальные воды КНДР в поисках укрытия от непогоды: почти по всему Японскому морю штормит. Однако согласно общепринятым международным правилам, заход в территориальные воды какой-либо страны для укрытия от шторма нарушением не считается. И действительно: как утверждают в российском диппредставительстве, в международной лоции указано, что именно этот район удобен для укрытия от штормов, но проблема заключается в том, что у корейской стороны там находится военный полигон.

Комментируя этот инцидент, специалист в области международного морского права, доктор юридических наук Василий Гуцуляк, заявил, что арест российского теплохода "Лидия Демеш" - "дикость, которую трудно себе представить в XXI веке". По его словам, действия северокорейских властей в данной ситуации, по меньшей мере, удивляют, и их ни в коем случае нельзя назвать правомерными.

Выбор читателей