Мир на грани глобальных перемен

Главной жертвой кризиса станет существующая денежно-кредитная система, перегруженная производными финансовыми инструментами, виртуальными деньгами и "золотыми парашютами" топ-менеджеров




Начало недели ознаменовалось очередным обвалом на всех без исключения фондовых площадках, начиная с Азии, заканчивая Россией и США. В понедельник по итогам торгов японский индекс Nikkei опустился на 4,3%, до четырехлетнего минимума. Европейские рынки упали в среднем на 5% – 7%. Еще печальнее обстояли дела на российских фондовых площадках. Несмотря на три технических остановки торгов на ММВБ, ее фондовый индекс рухнул на 18,66%, до 752 пунктов. На 19,10%, до уровня конца 2005 г., обвалилась РТС.

С обвала началась неделя и в США. Индекс Доу-Джонса "похудел" в понедельник на 3,58%, а S&P – на 7,45%. Пессимизма инвесторам добавило сообщение о принятии правительством Германии и консорциумом частных банков плана по спасению Hypo Real Estate Holding AG – ведущего банка ФРГ, работающего на рынке недвижимости. На поддержку ликвидности банка будет выделено €50 млрд, на €15 млрд больше ранее запланированной суммы. Тем не менее с момента открытия европейских торгов акции Hypo Real Estate обесценились почти на 50%.

Почти никто из участников рынка по обе стороны океана не испытывает особого оптимизма относительно одобренного на днях Конгрессом США 700-миллиардного плана по поддержке финансового сектора, к реализации которого американский Минфин должен был приступить накануне. В ближайшее время, по мнению экспертов, ведомство Генри Полсона обнародует правила отбора частных фондовых менеджеров, которые и будут руководить программой. Этим людям предстоит обеспечивать проведение реверсивных аукционов, на которых государство планирует выкупать проблемные активы у финансовых компаний. Однако в способность плана Полсона переломить развивающуюся негативную ситуацию пока мало верят.

Одной из важнейших особенностей нынешнего кризиса является сценарий его развития, не позволяющий делать никаких прогнозов о его возможной глубине и времени окончания. Однако очевидно, что на этот раз затронуты глубинные основы экономической модели, безотказно действовавшей на протяжении нескольких десятилетий. В таком случае, запущенные сегодня процессы остановятся только после ее окончательного разрушения. А значит, любые меры, предпринимаемые сегодня для спасения ситуации, будь то поддержка банков ликвидностью или скупка государством "плохих" долгов, только оттягивают неизбежную развязку.

В свою очередь, разрушение связующего элемента мировой финансовой системы, каким являются Соединенные Штаты, неизбежно оборачивается падением всех ее составляющих. Наивно думать, что от впадения американской экономики в глубокую депрессию, краха доллара и разрушения финансово-экономических связей выиграет кто-то другой, будь то Европа, Китай или Россия. Несмотря на экономические и политические различия, все они находятся в одной лодке, которая называется "Глобальный мир", и при самом худшем стечении обстоятельств могут быть отброшены в своем развитии на несколько лет, а то и десятилетий.

Впрочем, это не означает, что современный мир находится на грани глобальной катастрофы. Даже несмотря на огромные финансовые дефициты, их отношение к ВВП США не является критичным. Поэтому падение Америки, предсказываемое некоторыми экспертами, выглядит маловероятным. Скорее всего, главной жертвой кризиса станет существующая денежно-кредитная система, перегруженная производными финансовыми инструментами, виртуальными деньгами и "золотыми парашютами" топ-менеджеров. Довольно скоро экономические субъекты осознают тщетность попыток латания и реставрации прежней системы, придя к необходимости поиска новых схем финансово-экономических взаимоотношений. Этот момент, видимо, и станет переломным в ходе кризиса.

Выбор читателей