Правительство подставило плечо авиакомпаниям

Российские власти предприняли ряд мер по спасению отечественного рынка авиаперевозок: должники получат передышку, на приобретение топлива выделят госкредит, а виновных в спекуляциях с керосином накажут




Российский рынок авиаперевозок лихорадит с конца лета. Все началось в августе, когда десятками стали задерживаться рейсы альянса "ЭйрЮнинон". Тогда только экстренное вмешательство правительства смогло предотвратить транспортный коллапс. За минувшие месяцы положение дел не улучшилось – все новые авиакомпании не могут выполнить своих обязательств перед пассажирами, заставляя их сутками ждать вылета. В качестве причин сбоев называются резко выросшие расценки на топливо и услуги наземных служб в аэропортах.

В России, расположенной в одиннадцати часовых поясах, для многих самолет является единственно возможным способом передвижения по стране. Поэтому власти активно предпринимают меры для выхода из сложившейся ситуации. Работа идет сразу по нескольким фронтам.

Правительство России не осталось безучастным в данной ситуации. Оно призвало в помощники российские банки. "Кредитные организации будут обеспечивать оборот всех авиакомпаний", - заявил вице-премьер Сергей Иванов на ежегодном экономическом форуме "Эксперт-400". По его словам, это позволит авиакомпаниям в ближайшее время разрешить вопрос с неплатежами, так как сейчас без 100%-ной предоплаты за авиатопливо и навигационные услуги ни один самолет не может подняться в воздух.

Накануне стало известно, что Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация) не будет приостанавливать с пятницы, как планировала ранее, обслуживание рейсов девяти должников. "Авиакомпании, которые предупреждены о прекращении обслуживания с 17 октября, получат возможность выполнить свои полеты. Росаэронавигация, руководствуясь принципами социальной ответственности, обеспечит выполнение рейсов билеты на которые уже проданы", – отмечается в официальном сообщении ведомства.

Еще одним шагом по поддержке отечественного рынка авиаперевозок стала инициатива правительства о госкредите на приобретение топлива для российских авиакомпаний. Об этом сообщил в четверг вице-премьер РФ Сергей Иванов на встрече с Дмитрием Медведевым. По словам Иванова, также необходимо предоставить компаниям отсрочку на полгода по уплате таможенных пошлин и НДС на иностранные самолеты и запчасти к ним без обеспечения залогом. Эти меры, подчеркнул вице-премьер, подготовлены Министерством транспорта и Минфином и помогут авиакомпаниям более эффективно вести свою деятельность. Дмитрий Медведев одобрил правительственные предложения и в то же время призвал разобраться и наказать виновных в высоких ценах на авиатопливо.

"По ценам на авиакеросин ситуация просто безобразная. Мы помним, что еще несколько месяцев назад цена нефти составляла $140 за баррель, а сейчас цена в два раза меньше, и это никак не отразилось на ценах на керосин у нас в стране, а во всем мире произошло изменение цен", – подчеркнул президент. "Поручаю правительству окончательно разобраться по линии антимонопольного регулирования, что происходит в этой сфере, какие существуют сговоры, в чем проблема, и принять самые решительные меры антимонопольного регулирования", – заявил Медведев, уточнив, что это могут быть штрафы, а "в случае доказанности каких-то криминальных действий – и возбуждение уголовных дел".

Подтверждением слов президента стало предупреждение, сделанное Федеральной антимонопольной службой (ФАС), "ЛУКОЙЛу", "Газпром нефти", "Роснефти", Сургутнефтегазу" и ТНК - ВР. "Я сегодня подпишу письма пяти крупнейшим нефтяным компаниям о том, что если они добровольно не снизят цены на нефтепродукты, ФАС возбудит против них новые дела, что будет грозить им административным штрафом", – заявил руководитель службы Игорь Артемьев.

Сегодня Минтранс России предложил увеличить авиакомпаниям отсрочку по уплате таможенных пошлин и НДС за воздушные суда иностранного производства и комплектующие к ним до 18 месяцев. Причем отсрочка должна быть предоставлена без обеспечения обязательств по их уплате.

Наконец, в четверг случилась отставка, о которой говорили еще в самом начале кризиса на отечественном рынке авиаперевозок. Премьер-министр Владимир Путин освободил Евгения Бачурина от должности руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) в связи с его переходом на другую работу и назначил на эту должность Геннадия Курзенкова. До настоящего времени Курзенков занимал пост руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). О предстоящей отставке Бачурина стало известно в начале октября, но тогда СМИ утверждали, что глава Росавиации написал заявление об увольнении с 1 ноября. На отставке Бачурина настаивал лично глава Минтранспорта Игорь Левитин.

В сентябре Генпрокуратура возложила главную ответственность за кризис в альянсе "ЭйрЮнион" на руководителя Росавиации. В Министерство транспорта было направлено письмо с просьбой о наложении на Бачурина соответствующего взыскания.

Выбор читателей