СМИ: Бывший владелец "Трансвааля" не исключает теракт

Не сходит с первых полос трагедия в Ясеневе. Выдвигаются различные версии, многие пишут сегодня о том, о чем газета "Yтро" еще вчерашним вечером сообщила своим читателям: все началось с одной колонны




Сегодня, как обычно, "Yтро" представляет обзор центральных газет. Следите за обновлениями.

Не сходит с первых полос трагедия в Ясеневе. Выдвигаются самые различные версии, многие СМИ пишут сегодня о том, о чем газета "Yтро" еще вчерашним вечером сообщила своим читателям: просмотр видеозаписи показал, что одна из опор "поехала" из-за движения грунта. Аквапарк был построен на краю оврага на насыпном грунте, и не исключено, что именно в неустойчивости фундамента все дело. Впрочем, это не единственная версия...

Тему возможных версий катастрофы рассматривает "КоммерсантЪ". Вчера было установлено, что трагедии в московском "Трансвааль-парке" предшествовало разрушение одной из колонн, поддерживающих крышу сооружения. Опора могла переломиться из-за деформации лежащего под ней фундамента или воздействия точечного заряда: за секунду до катастрофы видеокамера наружного наблюдения зарегистрировала появление облака пыли у основания колонны. Как стало известно "Ъ" из источников в Моспрокуратуре, эксперты сегодня изучают даже не конструкцию крыши, а фундамент здания и почву под ним. В частности, уже удалось установить, что аквапарк построили в довольно неблагоприятном с точки зрения геологии месте – раньше здесь было несколько мощных подземных ключей и оврагов, и их пришлось засыпать толстым слоем земли. Т.е. добротный во всех отношениях строительный объект мог быть установлен на хлипкое основание – насыпной, насыщенный водой грунт, который постепенно проваливался и расплывался под нагрузкой. "Откопав фундамент, мы обнаружили на нем огромные трещины практически по всему периметру, – объяснили в прокуратуре. – Причем хорошо видно, что трещины эти появились не вчера, а несколько месяцев назад". Таким образом, установлено, что катастрофа началась именно с появления пылевого облака, однако из-за чего появилось само облако, специалисты пока не знают. "Теоретически колонна могла надломиться из-за сдвижки фундамента, – говорят ведущие расследование. – А облако из цементной крошки и пыли появилось после того, как колонна переломилась. Однако выброс пыли мог произойти и в результате взрыва заложенного возле колонны небольшого так называемого точечного заряда. После недавнего взрыва в метро мы получили оперативную информацию о том, что террористы планируют провести еще несколько масштабных акций. Поэтому и террористическую версию, на наш взгляд, отвергать пока рано".

"Известия" печатают интервью с бывшим владельцем "Трансвааль-парка" Владимиром Мулевым, который все минувшее воскресенье провел на допросе в прокуратуре Москвы. Тот категорически отвергает версии о плохом бетоне, о разнице температур, сообщил о том, что аквапарк строили специалисты высокой квалификации – таджики дальше уборки территории не допускались. Отверг Владимир Георгиевич и основную версию следствия – про подвижки грунта. И снова обратился к отвергнутой версии теракта. "Взрывчатку можно было заложить под одну из колонн, поддерживающих крышу. Они сделаны из металла и оштукатурены. Думаю, килограмм тротила как-нибудь можно было пронести. Это ведь не очень большой объем, может поместиться в пакет, с которыми люди выходят в помещение бассейна.

"Комсомолка" в своем расследовании причин трагедии приводит мнение геологов. Старший научный сотрудник Сейсмологического центра Института геоэкологии РАН Александр Савельев: "В этом месте большое количество речушек и родников, которые создали множество оврагов. Потом здесь возникла промышленная помойка. В овраги свозили грунт и строительный мусор, когда тянули ветку к станции "Ясенево". Сантиметровый слой земли формируется столетиями. В этом же случае овраги засыпали 7-8-метровым слоем грунта и через шесть лет тут начали строить. Рядом кольцевая дорога, по ней идут грузовики. Это дает сейсмический фон 1,5-2 балла круглые сутки. Вибрация здесь гораздо выше, чем в центре города. Разве можно было строить такое сложное архитектурное сооружение, не учитывая эти факторы?" А вот мнение доктора геофизических наук Иды Померанцевой: "Городские власти не желают понимать, что "высокохудожественным" и высотным строительством в Москве заниматься нельзя! Это не Нью-Йорк. Его мэр знает, что там под небоскребами сразу скалы, кристаллический фундамент, потому спокоен. Под Москвой 1,5 км (на севере) и 3 км (на юге) – осадочный чехол. Это песок. Подземные речки, родники, глина. В них идут процессы: образуются карстовые пустоты, трещины, оползни, плывуны. Рядом с аквапарком – огромный овраг и родники, пробивающиеся из подземной речки. Чуть дальше МКАД – все условия для катастрофы".

Газета "Время новостей" в числе прочих СМИ указывает на то, что пострадавшие москвичи получат от городских властей по "террористическому тарифу". Комментируя подобное решение, спикер Мосгордумы Владимир Платонов подчеркнул, что выплаты по этому "тарифу" не означают признания посетителей аквапарка жертвами теракта. "Это возможно только в том случае, если будет установлено, что причиной обрушения стал теракт. Тогда пострадавших можно будет квалифицировать как жертв теракта по закону о терроризме", - пояснил г-н Платонов. По словам спикера, город просто оказал первую помощь людям – "пока с выплатами будут разбираться страховые компании".

Газета "Ведомости" подходит к делу расследования как всегда скрупулезно. Организации, которые должны были контролировать проектирование и строительство аквапарка, известны - они подчиняются правительству Москвы. Эксперты считают, что именно структуры мэрии могут стать соответчиками по гражданским искам, если будет доказана вина строителей или архитекторов. Вице-премьер Яковлев поручил Госстрою проверить структуры правительства Москвы, которые контролировали строительство и принимали в эксплуатацию этот объект. Денис Балакин, директор юридической компании Corpus Juris, говорит, что на стадии выбора стройплощадки этим занимается Объединенная административно-техническая инспекция (ОАТИ). Два года назад мэр Москвы Юрий Лужков переподчинил себе эту инспекцию во главе с Иваном Ищенко. Проектирование и само строительство контролирует Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН) во главе с назначенным на эту должность в прошлом году Геннадием Калашниковым. Если будет признано, что в трагедии виноваты строители и проектировщики, то будет наказана эта инспекция, говорит пожелавший остаться неизвестным московский архитектор. ИГАСН входит в состав Москомархитектуры, который подчиняется руководителю комплекса архитектуры и строительства и первому заместителю Лужкова Владимиру Ресину. Балакин полагает, что, если пострадавшие подадут гражданские иски о возмещении ущерба, в качестве соответчиков могут быть привлечены эти инспекции. За эксплуатацию здания, говорит чиновник Госстроя, отвечает эксплуатационная компания, а кто из чиновников ее контролирует, в законодательстве не описано.

Продолжим тему разнообразных версий возможности теракта в Ясеневе. "МК" пишет, что версию о теракте пока нельзя отметать. Многие очевидцы продолжают утверждать, что перед обрушением слышали хлопок. "По всем законам физики просто так, без помощи извне, она бы рухнуть не смогла", — ссылается газета на мнение экспертов. Впрочем, официально "подписаться" под этими словами и пойти вразрез с озвученной версией никто не захотел. Тройка-другая тротиловых шашек, положенных в правильном месте, вполне могла бы привести к тем масштабам разрушения, которые мы имеем сейчас. К тому же внутренние охранные камеры зафиксировали, правда, без звука, сам момент обрушения. Вспышки не было — был хлопок и мощный выброс пыли. Есть и свидетели, слышавшие хлопок, но многие из них пока официально не допрошены... Удивляет и другое — нам показывают штукатурку, а говорят, что это низкокачественный бетон... Для того чтобы окончательно исключить версию теракта, нужно сделать массу экспертиз. Следы взрывчатого вещества, если оно действительно было, обязательно найдутся.

Издание "Газета" пишет, что дефицит свободных площадей в Москве и сверхприбыли, которые приносит строительный бизнес, заставляют столичных девелоперов и застройщиков пренебрегать элементарными правилами безопасности. Не секрет, что за определенную сумму (ставки варьируются от 5 до 15% от стоимости объекта) в Москве можно согласовать практически любой проект. В результате здания строят там, где бьют подземные ключи и малые реки, случаются оползни и провалы почвы в карстовые пустоты. Так что в любой момент сооружение, построенное на плавучих грунтах или в непосредственной близости от воды, может постичь участь "Трансвааль-парка". И нет гарантии, что жертвой следующей трагедии не станет жилой дом. "Я тоже слышал версию того, что трагедия в "Трансвааль-парке" могла произойти из-за оседания фундамента. В принципе, подобная ситуация возможна. Сегодня многие модные дома строятся на намывных грунтах. В результате подтопление фундамента в Ясеневе могло произойти", - рассказал газете профессор, главный научный сотрудник Института физики Земли им. Гамбурцева РАН Андрей Никонов.

"Одной из главных причин, способствовавших обрушению конструкции кровли, могла быть динамическая нагрузка от волнового аттракциона, - сообщил корреспондентам "Жизни" директор НИИ строительной физики доктор технических наук Георгий Осипов. – Машина, которая гонит волну, представляет из себя гигантский компрессор. Динамическая нагрузка от этого устройства, возможно, оказалась больше, чем могла выдержать конструкция. Это примерно то же самое, как если бы установить двигатель от "Мерседеса" на "Запорожце". Как пишет газета, существует три типа волновых машин, которые используют в аквапарках. Первый, самый безобидный – опрокидывающееся корыто большой емкости. Второй – огромный шар, который поднимается и опускается в центре бассейна. И третий – компрессор, который выстреливает волной. Именно такая "водяная пушка" была смонтирована в Ясеневе. В Турции, где производят аппараты такой модели, их используют только в открытых бассейнах. Машины, использующиеся в закрытых помещениях, изготовляют в Италии, но они стоят гораздо дороже.

Выбор читателей