"Я не хочу ни с ним, ни с ней..."

Депрессия косит нас не потому, что жизнь плоха. А потому, что мы неправильно ее проживаем. Нам проще напиться до зеленых чертей или глотать антидепрессанты, чем понять, что такое печаль и в чем ее прелесть




Депрессия – одно из наиболее распространенных расстройств психики в современном мире. В благополучной Северной Америке, по статистике, около 5% населения находятся в состоянии тяжелой депрессии, а легкие депрессивные проявления случаются у половины американцев. Сумма, затрачиваемая на лечение и профилактику очередной "болезни XXI века", превышает $20 млрд в год. Более половины случаев суицида у американцев связаны с депрессией или ее производными.

Исследования психиатров Пассера и Смита в 2001 г. показали, что 40% однажды испытавших депрессию попадут в нее вновь. Около тридцати теорий пытаются объяснить природу депрессии, но пока тщетно, притом что депрессия выступает в роли наиболее исследованного психического расстройства. Взгляд Запада на проблему: много теорий, много алгоритмов возможных решений. Не помогает – сезонные депрессии, как грипп, охватывают с каждым годом все больше и больше представителей рода человеческого.

Взгляд Востока, для нас очень непривычный, сформулировал недавно Ганната Обейесекере из Шри-Ланки. Этот психолог и мыслитель утверждает, что мы всего-навсего неверно относимся к чувству печали и безнадежности, прямому предшественнику депрессии.

Скорбь и печаль не везде понимаются исключительно в негативном ключе. Представьте, для буддиста генерация чувства безнадежности является позитивным явлением. Без него никакой даже самой завалящей нирваны не достигнуть. Обейесекере идет дальше в своих рассуждениях: на Западе депрессии столь часты оттого, что чувство печали размыто в различных понятиях. Оно четко не закреплено в западной философии жизни, а потому его удобно трактовать как болезнь. Для человека Востока (в данном случае буддиста) совершенно ясно, что он испытывает, когда он в депрессии, и что с этим надо делать.

Число испытывающих долгосрочную депрессию на Востоке всегда меньше. Во Франции процент тех, кто хотя бы раз в жизни испытывал депрессию продолжительностью более одного года, составляет более 16% (один из самых высоких в мире). В Корее тот же показатель стабилен на отметке 2,5%. Интересно, что процент разводов как будто бы также следует за показателями долгосрочной депрессии.

В Европе, начиная еще с античной Греции, подобные состояния часто относили к умопомешательству. В частности, отец медицины Гиппократ диагностировал своим пациентам расстройство психики, если находил у них проявления постоянной тоски. У древних греков симптомами меланхолии, дальней родственницы современной депрессии, считались бессонница и упадок духа – верные спутники безумия в той системе ценностей.

Христианское средневековье понимало психические состояния безнадежности и тоски как связанные с греховными началами. Только с утверждением современной психологии в начале XX века депрессия получила нейтральный статус расстройства. Представители православной церкви и сейчас продолжают настаивать, что чувство безнадежности есть "греховное уныние". С другой стороны, чувство печали понимается ими как необходимое в некоторых жизненных ситуациях (при посещении кладбища и т.п.).

В Институте психологии РАН нам объяснили, что человек европейской культуры, увы, всегда будет страдать от чувства безнадежности или тоски. Постоянная генерация этих чувств ни к чему хорошему привести не может, в лучшем случае все закончится запоем и зелеными чертями. Напротив, буддистская философия нейтрально относится к социальным неуспехам, поэтому жизненные и карьерные неудачи для нее ничего не значат.

Но не кажется ли вам, дорогие читатели, что российский пофигизм в чем-то сродни миросозерцанию буддиста. Может, психолог с далекой Шри-Ланки не так уж и не прав?

Выбор читателей