Будем жить по законам военного времени

В жизни россиян уже скоро могут произойти большие перемены. Силовые ведомства активизировали работу над проектами, имевшими шанс встретить активное сопротивление общественности в "мирное" время




Дума начала бороться с терроризмом – отдохнувшие после каникул депутаты собираются на первое пленарное заседание, чтобы обсудить план законотворческой работы на осень. Всем понятно, что осень пройдет под знаком борьбы за безопасность государства и общества, причем на всех фронтах – от исполнительной вертикали до почтовой и электронной связи (которая, оказывается, еще не полностью охвачена контролем спецслужб). В течение двух последних недель депутаты, при посильном участии многочисленных ведомств, насобирали более четырех десятков инициатив.

Часть их уже озвучена: ограничения на свободу передвижения, отмена суда присяжных для террористов и введение для них смертной казни с конфискацией имущества, ограничения для СМИ на освещение хода антитеррористических операций и многое другое. Но, даже с учетом всей поступающей информации, сложно оценить масштаб изменений, которые в ближайшее время могут произойти в жизни россиян. Похоже, в связи с конъюнктурой момента силовые ведомства активизировали работу над давно лелеемыми проектами, имевшими шанс встретить активное сопротивление общественности в "мирное" время. Скажем, над пресловутым законом о порядке регистрации граждан (который, по словам председателя думского комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина, носит "технический характер", но на самом деле потребует внесение радикальных изменений в закон о праве граждан на свободу передвижения) в МВД трудились еще в прошлом году.

Гораздо меньше рекламируют инициативы из области безопасности, которые расширяют возможности ведомств в области контроля за деятельностью предприятий. Так, по словам депутата ГД от ЛДПР Алексея Митрофанова, не менее настойчиво, чем тотальный учет граждан, МВД сейчас лоббирует право контроля за оборотом взрывчатых веществ невоенного назначения. А если исходить из предварительного перечня законодательных инициатив, составленного в Госдуме, сфера интересов милиции намного шире.

Основательно проработаны инициативы по части безопасности на воздушном транспорте – предполагается обязательная сертификация деятельности предприятий авиационной безопасности в органах внутренних дел. То есть обеспечивать эту самую безопасность будут авиационные предприятия за собственный счет, а контролировать их будет МВД. При этом сотрудники авиационной безопасности будут подпадать под уголовную ответственность за халатность "при исполнении". Но зато получат право снимать подозрительных пассажиров с рейса, проводить углубленный досмотр (вплоть до исследования прямой кишки пассажира при помощи специального медицинского оборудования) и изымать подозрительный багаж.

Серьезным изменениям может подвергнуться законодательство о связи. Предлагается уточнить само понятие "тайна связи", "отделив содержание передаваемого сообщения от технической информации, сопровождающей передачу сообщения". То есть содержание телефонного разговора без судебного ордера – вроде как частное дело, а вот номера телефонов и данные об абонентах – уже нет. А еще за рамки "сферы регулирования" выведены услуги бесплатной электронной почты: "правоохранительные органы не имеют возможности контролировать содержание электронных сообщений, передаваемых через оператора бесплатной электронной почты". Следует полагать, что в ближайшее время этот недостаток будет исправлен. А заодно будут конкретизированы "формы содействия со стороны операторов связи оперативно-розыскным мероприятиям, проводимым на сетях связи с использованием технических средств". Кстати, службы экспресс-доставки почтовой корреспонденции пока тоже выпадают из зоны контроля – вопрос, надолго ли. Кстати, в правительстве уже рассматривают подготовленный рабочей группой МВД проект о снятии ограничений на прослушивание телефонных переговоров лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений (под это понятие подпадает солидная часть УК) – это должно помочь бороться, например, с "телефонными террористами".

Борьба с террором приобретает столь всеобъемлющий характер, что найдется работа и не "профильным" комитетам. Например, комитету по труду и социальной политике предлагается проработать поправки в Трудовой кодекс – "в части регламентации использования работодателями средств визуального наблюдения, контроля телефонных переговоров, электронных сообщений и средств доступа в Интернет".

В принципе, проработка мер безопасности, которые соответствовали бы возросшему уровню террористической угрозы, явление совершенно закономерное. Однако, похоже, в пылу законотворческой инициативы никто даже не пытается сделать поправку на уровень коррупции в силовых структурах – а этот уровень ставит под вопрос не только эффективность подобных мер, но и гарантии соблюдения конституционных прав россиян. Проблем с регистрацией террористы пока не испытывали, а вот различные служебные базы данных, в том числе и за символическую сумму, можно приобрести чуть ли не на каждом углу. Впрочем, не исключено, что часть законодательных инициатив падет жертвой межведомственной конкуренции. Например ФСО, фактически унаследовавшая полномочия ФАПСи, вряд ли легко уступит возможности контроля за средствами связи "смежникам". И, похоже, на этом поле становится все более тесно – в федеральный закон "О внешней разведке" предлагается внести изменения, наделяющие Службу внешней разведки полномочиями по противодействию международному терроризму. Тоже многообещающее предложение: международный терроризм давно стал внутренней проблемой России.

Выбор читателей