Каспаров не справляется с ролью политика

Эксперты считают, что Каспаров не сможет успешно представить объединенную оппозицию на суде в Страсбурге, где будет разбираться дело о нарушениях на парламентских выборах в России 2003 года




Гарри Каспаров будет представлять объединенную оппозицию на суде в Страсбурге, где будет разбираться дело о нарушениях на парламентских выборах в России 2003 года. Суд, скорее всего, обречен на неудачу - отменять итоги выборов никто не будет, тем более что следующие уже не за горами. Сомнение вызывает и правомочность выдвижения Каспарова как лидера объединенной оппозиции - по мнению экспертов, чего ему точно не удалось, так это кого-то объединить.

Директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий считает одной из проблем Каспарова то, что он пытается объединить вообще всех, огульно и безоглядно, и поэтому никого объединить не сможет. "У подлинно демократического движения нет необходимости заставить всех "вступить в один колхоз". "Есть пределы объединяемости различных сил", - считает эксперт. Челночные бега от одной партии к другой, и поворот Каспарова к сотрудничеству с КПРФ, на взгляд Б.Кагарлицкого, говорят о том, что он не смог объединить даже либеральную оппозицию. "Если он действительно искал компромисс, то все могло бы получиться. Но ведь он говорит теперь - "Я политик". Вот если бы он говорил, "я не политик, я шахматист, но…" - то был бы шанс. Но его теперь воспринимают как конкурента с расплывчатыми идеологическими рамками. У него нет политической организации, политического опыта. Союз с ним слишком непредсказуем, особенно при его характере".

Если же речь идет о конкретном суде, считает Б.Кагарлицкий, то для этого нужен юрист, правовед, или хотя бы политолог, даже журналист, занимающийся политическими вопросами на серьезном уровне, специалист, эксперт, профессиональный ходатай по политическим делам. В данном случае Каспаров, по мнению Б.Кагарлицкого, не будет успешен и эффективен, так как не является специалистом ни в одной из вышеперечисленных областей. "Просто он оказался фигурой, удобной для КПРФ, именно потому, что коммунисты не рассчитывают на успех суда, но и не хотят выставлять вперед на международную трибуну никого из либеральных политиков. Хотя ориентация на Каспаров вызывает удивление у сторонников КПРФ. Зюганова уже очень здорово критикуют за поддержку Каспарова. Этот тандем для тех, кто верил Зюганову, уже подозрителен. Но это не тот случай, когда "сыграл" Каспаров. Это "в него" сыграли, им воспользовались, как деревянной фигуркой" - считает эксперт.

Что касается идеологии, то и ее у Каспарова, по мнению Б.Кагарлицкого, не видно. "Мантра про "кровавый режим Путина" - это не политика, а вредная любительщина. И если власть можно за что критиковать, но это не значит, что она "кровавая". Если бы она была такой, и Путин был таким, то мы бы с вами так не разговаривали об этом в печати, и Гарри Кимович не говорил бы ничего такого, разве что из Лондона".

Депутат Государственной Думы РФ, лидер Народной Партии России Геннадий Гудков отозвался о Каспарове и его последней политической роли сдержанно: "Я уважаю Гарри Кимовича Каспарова, как человека, который своими выдающимися спортивными победами прославил нашу страну. Но ему необходимо понять, что шахматы и политика - совершенно разные вещи. В политике нужны другие качества, нежели в спорте - готовность выслушать собеседника. Способность к компромиссу, такт и спокойствие. Такая агрессия и упрямство, как у Каспарова-политика ведут, выражаясь языком шахмат, к потере темпа, проигрышу качества. Он сделал неверные ходы в самом дебюте - и это привело его к положению, которое соответствует шахматному термину "цугцванг" - можно делать ходы, изображать деятельность, но каждый ход только ухудшает ситуацию и ведет к поражению.

Его взаимодействие с партнерами показало, что ни морального, ни юридического права выступать от имени объединенной российской оппозиции он не имеет. Он вступил в конфликт со всеми, с кем только было можно! Я хорошо знаю Владимира Рыжкова, это человек мягкий и способный на компромисс. Каспаров умудрился рассориться даже с ним! После этого я уж не знаю, с кем ему можно объединяться.

Лучшее что он может сделать - это остановить часы, положить короля на доску и перейти к следующей партии. Именно шахматной. Политик из него не получился и не получится. Политика требует своего таланта - вспомните, у нас были талантливые генералы. Стоит ли повторять чужие ошибки? А плохих политиков у нас и так хватает".

Выбор читателей