МБХ – новый классик тюремно-эпистолярного жанра

Последнее заявление экс-главы "ЮКОСа", выступившего с очередной порцией критики в адрес властей, свидетельствует о том, что Ходорковский – назло врагам – вовсе не собирается ставить крест на своей политической карьере




Последнее заявление экс-главы "ЮКОСа", выступившего с очередной порцией критики в адрес российских властей, свидетельствует о том, что МБХ – назло врагам – вовсе не собирается ставить крест на своей политической карьере. Несмотря на то, что затея с депутатством после вступления приговора в законную силу провалилась, теперь эта самая карьера, можно сказать, только начинается. В Думе Ходорковский был бы одним из многих, пусть даже и весьма заметным персонажем. Неволя же предоставляет ему шанс стать уникальным – и (дай-то Бог) единственным современным классиком тюремно-эпистолярного жанра. Несложно догадаться, какой резонанс будут вызывать любые обличительные послания экс-олигарха, особенно на Западе: ведь новейшая история России еще не знала случая, когда один из основных ньюсмейкеров страны вел бы жесткую полемику с властью из-за решетки. Все это в совокупности не только автоматически переводит оппонента в разряд "политзаключенных", но и создает России образ страны, в которой инакомыслящих карают не хуже, чем в дружественной соседней Белоруссии. Впрочем, каждая из сторон заранее знала, на что шла.

С другой стороны, в опубликованном вчера заявлении экс-главы "ЮКОСа" "О преступной слабости власти" не содержится никаких новых тезисов. Констатируется излюбленный оппозицией факт: власть никуда не годится и потому должна уйти. "Кремлевская пропаганда любит морочить голову российскому народу и всему миру: дескать, в последние годы власть в России резко усиливается. Еще немного – и станет совсем сильной. С тех пор эта власть лишилась армии и почти лишилась некоррумпированных чиновников. Кремль так и не сумел использовать пять лет гигантских цен на нефть для хотя бы минимального изменения структуры национальной экономики. В свое отрицание, в объект горьких насмешек превращена судебная система страны. Позорно утрачены позиции России на постсоветском пространстве. На всех этажах власти царит бездарность – талантливые люди изгоняются отовсюду. А мы все слышим и слышим истерические заклинания про какую-то нечеловеческую кремлевскую силу. В кремлевской обойме не оказалось ни единого человека, способного сразиться со мною, простым заключенным Ходорковским, в открытом и честном политическом бою. И потому власть отправляет меня на восемь лет в лагеря. Опозорив себя перед всем миром скандальным фарсом под названием "процесс над Ходорковским и Лебедевым", Кремль вымещает злобу на моих защитниках. Их хотят лишить адвокатского статуса. Ни одна не то что сильная, а просто уважающая себя власть не поступила бы таким образом", – пишет Ходорковский. И делает вывод: "Не может считаться сильной власть, которой наплевать не только на репутацию страны и государства, но даже на свою собственную репутацию". Указано в заявлении и на конкретного обидчика: "Все эти сечины знают, что ни на что конструктивное, созидательное не способны. Они могут только паразитировать, отнимать и разрушать. Они догадываются, что их ожидает не просто осуждение – презрение следующих поколений. И потому бесятся в бессильной злобе, как мелкий бандит за пять минут до прихода милиционера".

Призывает Ходорковский к тому же, о чем российский президент (по его же определению) уже заявлял "сто раз": к тому, чтобы Путин вовремя ушел. "Своими действиями нынешняя власть демонстрирует, что она преступно слаба. Потому она не может действовать политическими методами, панически боится реальной оппозиции и не способна нести ответственность за то, что происходит в стране. Как учит нас история, нет ничего опаснее для России, чем слабые безответственные правители. Именно такие правители всегда провоцировали великие потрясения и ставили под угрозу существование великой страны. Потому ответственные за провалы в построении российского государства должны уйти во время демократической передачи власти новому президенту, и не позднее, а уж тем более, отказаться от противозаконных идей продления собственных полномочий".

Демарш очень своевременный – если учесть, что и после вступления приговора в силу власть продолжает добивать МБХ и его сторонников. В частности, адвокаты Ходорковского и Лебедева жалуются на то, что им не дают начать подготовку жалобы в Европейский суд по правам человека. Как рассказала одна из защитниц Карина Москаленко, судьи не отдали ни Ходорковскому, ни Лебедеву мотивировочную часть приговора, без которой подготовка жалобы невозможна. Что, по мнению Москаленко, является грубейшим нарушением закона. Кроме того, сразу после вступления в силу приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву их адвокаты подверглись беспрецедентному давлению. Сначала был принужден к экстрадиции из России Роберт Амстердам, а затем Генпрокуратура обратилась в Минюст с требованием лишить адвокатского статуса всех защитников Ходорковского за исключением Генриха Падвы и Юрия Шмидта. Не говоря уж о том, что в связи со вступлением приговора в силу Ходорковский лишился права участвовать в довыборах депутата Госдумы по 201-му Университетскому округу Москвы, так как не успел зарегистрироваться кандидатом. Документы, отправленные из СИЗО "Матросская тишина" 15 сентября, дошли до окружной избирательной комиссии только в минувшую среду. Глава ЦИК Александр Вешняков даже извинился вчера перед Михаилом Борисовичем за безобразную работу почтового ведомства: "Мне стыдно за почту, которая в масштабах Москвы в течение 10 дней доставляла соответствующее послание из соответствующего заведения. Такая у нас почта, и что там за ней стоит еще", – посетовал Вешняков.

Впрочем, мало кто сомневался в том, что избраться в депутаты Ходорковскому не дадут. Но это для него, как утверждают аналитики, далеко не самое главное. Если бы Ходорковский рассчитывал на краткосрочные политические дивиденды, он был бы крайне легкомысленным персонажем, чего за ним не наблюдается, считает политолог Алексей Макаркин. Тем более что в краткосрочной перспективе реальных шансов у Ходорковского никаких. Реальные перспективы перед экс-главой "ЮКОСа", по мнению политолога, откроются после 2008 г., когда страной, скорее всего, будет управлять преемник действующего президента. "Оппозиционные силы рассчитывают на то, что на каком-то этапе произойдет ослабление режима. Это может быть связано и с внутренней конкуренцией в самом режиме, и с изменением мировой конъюнктуры нефтяных цен, и с другими показателями. Вряд ли что-то произойдет до 2008 г., но игра идет на длительную перспективу. И в длительной перспективе игра для Ходорковского есть", – уверен Макаркин.

Соответственно, все, что остается Михаилу Ходорковскому на нынешнем этапе его биографии – оставаться в политическом пространстве в качестве жесткого критика правящего режима и всячески демонстрировать противникам, что сдаваться он не намерен.


Выбор читателей