По Москве-реке пустят маршрутки-катамараны

В качестве водной "ГАЗели" задействуют маломерный мелкосидящий скоростной катамаран. Маршруты речного такси проложат таким образом, чтобы совместить его остановки с пересадочными узлами других видов транспорта




Каждое Yтро на московские улицы выезжают более 3 млн автомобилей. На многих магистралях движение в час пик останавливается, и, как признаются архитекторы, спасти нас может только срочное строительство новых дорог и транспортных развязок. Столичный метрополитен также перегружен, а прокладка второго кольца подземки грозит растянуться на долгие годы.

Между тем, как свидетельствует мировой опыт, важным ресурсом для развития транспортной инфраструктуры мегаполиса могло бы стать водное пространство. Ведь по сути дела Москва-река – это широкая и ровная "дорога", проходящая через самый центр города, но пассажирского транспорта на ней до обидного мало. Однако, похоже, уже в скором будущем ситуация может измениться. Мосгортранс совместно с Департаментом транспорта и связи решили активнее задействовать водную артерию для перевозки пассажиров.

Как отмечает Top.Rbc.ru, у Москвы-реки в этом плане имеется мощный потенциал: протекая через исторический центр города, Москва-река соединяет северо-западный и юго-восточный районы города, проходя через семь административных округов столицы. Общая длина прогулочных маршрутов по Москве-реке от южной окраины города до Парусного центра на Пестовском водохранилище составляет 90 километров. Москва-река насчитывает более 70 пассажирских пристаней, расположенных в наиболее часто посещаемых частях города.

Использование Москвы-реки как транспортной магистрали было намечено еще в планах развития города 1935 года. Для этого намечалось проложить несколько обводных каналов. Отчасти данный план выполнили. В городе появились три крупных грузовых порта, два транзитных речных вокзала, причалы промышленных предприятий, пассажирские пристани. Однако после перестройки возить людей стало невыгодно, и лишь в последнее время у властей столицы вновь появился интерес к созданию на реке полноценной транспортной инфраструктуры.

Толчком к созданию пассажирского флота стал проект проведения Олимпиады-2012 в Москве. С Олимпиадой, увы, не вышло, но сам проект "олимпийской реки" власти посчитали перспективным. Для скоростной перевозки пассажиров выбраны пять основных маршрутов:

– Причал "Лебедь" – Химки – Долгопрудный – Павельцево – Капустино
– Красногорск – Крокус-Сити (МКАД) – м. "Щукинская"
– Карамышево – Москва-Сити – Экспоцентр – Киевский вокзал
– Смоленская пл. – Лужники – Центральный парк культуры и отдыха – Золотой остров – гостиница "Россия"
– Гостиница "Россия" – Новоспасский мост – Коломенское – Печатники

Остановочные пункты речного транспорта выбраны не случайно: для удобства пересадки пассажиров их намечено совместить с транспортно-пересадочными узлами других видов транспорта. Кроме того, около причалов в периферийных частях города планируется организовывать парковки.

В качестве водного автобуса может быть использован маломерный мелкосидящий скоростной катамаран, разработанный АОЗТ "Нептун-Судомонтаж". Департамент транспорта г. Москвы планирует задействовать более 60 таких катамаранов, которые развивают скорость до 35 км/ч и рассчитаны на 50 человек. Также отрабатывается технология применения судов на воздушной подушке.

Водное такси будет сезонным видом транспорта. Оно начнет работать в апреле, когда открывается сезон навигации, и продолжит до октября, когда навигация закрывается. Таким образом, прокатиться на необычном виде транспорта можно будет семь месяцев в году. Что касается окупаемости, директор компании "Нептун-Судомонтаж" Михаил Францев считает, что идея водных перевозок принесет прибыль не только городу, но и частным инвесторам. По его подсчетам, рентабельность перевозок составит 30%, так что за три года катамараны полностью окупятся.

Однако, когда именно горожане смогут ездить на работу не в душном метро и не по забитым машинами дорогам, а с ветерком по Москве-реке, сказать пока сложно. "Только через год будет готово технико-экономическое обоснование. Ведь необходимо просчитать пассажиропоток, увязать с Мосгортрансом, просмотреть маршруты автобусов, которые будут доставлять пассажиров к остановочным пунктам", – пояснила "Yтру" руководитель пресс-службы столичного Департамента транспорта и связи Мария Проценко. По ее словам, расчетная стоимость билета на этот вид транспорта на сегодняшний день составила бы 30-35 рублей.

Идея водных маршруток не нова. В Петербурге, например, уже несколько лет по трем маршрутам курсируют водные трамвайчики. Работают они ежедневно с 11 до 18 часов. Интервал движения – 1 час. Одна остановка стоит 30 руб., а на весь маршрут из конца в конец уходит 200-300 рублей. Поэтому при таких ценах это все-таки речное такси.

В Москве речное такси пытается развить ГУП "Берега Москвы". Предполагается, что в Строгинской пойме несколько лодок пассажировместимостью 10-30 человек будут курсировать между пляжами Серебряного Бора. Кроме того, такси станут связующим звеном между яхтенным портом "Строгино", яхт-клубом "Алые паруса" и яхт-клубом Shore House в "Крокус-Сити". Постоянной базой такси на воде станет яхтенный порт "Строгино". Правда, эксперты предупреждают, что быстрому передвижению по Москве-реке будут мешать шлюзы, которые требуют неотложного ремонта: оборудование не менялось с 1936 года. Так, несколько лет назад на 10-м шлюзе (Перервинский гидроузел) одна из секций стенки ввалилась внутрь бухты шлюза на 45 мм: просто не выдержали ребра жесткости. Ситуацию удалось выправить, вбив с внутренней стороны несколько свай. Так что путешествие на водных маршрутках и речном такси может быть небезопасным.

Выбор читателей