Власти устраивают экзамен "оппозиции"

Многие горожане не понимают, с какой стати они должны в законный выходной или праздничный день сидеть дома как в осажденной крепости или с утра пораньше уезжать из города подальше от возможных эксцессов


ФОТО: kasparov.ru



Организаторы и участники "маршей несогласных", можно сказать, добились своего: граждане их заметили. Шансов уклониться от встречи с наэлектризованной толпой "марширующих" по дороге домой или по пути в магазин становится все меньше. Особенно для тех, кто имеет несчастье жить, работать или проводить время поблизости от центра города, где "несогласные" как раз и стремятся проводить свои мероприятия. Некоторые уже пошли в суд - жаловаться на стресс, который испытали в такие дни.

По сведениям "Yтра", в настоящий момент в судебные инстанции Москвы, Санкт-Петербурга и Самары подано несколько десятков жалоб, подписанных жителями этих городов, с просьбой защитить их права в подобных ситуациях. В них описываются, в общем-то, похожие ситуации: люди не могли попасть на встречу из-за парализованного уличного движения; пожилые люди или семьи с малолетними детьми были напуганы, столкнувшись под окнами своего дома с компаниями взвинченных молодых людей, которые громко призывали устроить "разборку с режимом Путина", "рубку" и т.п. Москвичи, питерцы и самарцы не очень понимают, с какой стати они должны в законный выходной или праздничный день сидеть дома как в осажденной крепости или с утра пораньше уезжать из города подальше от возможных эксцессов только потому, что 100 "несогласных" хотят увидеть себя "марширующими" на телевизионной картинке именно в этом месте и в этом время, и лучше всего - в разгар потасовки с органами правопорядка.

Проведение мероприятий, подобных тем, что организуют "несогласные", поставило власти крупнейших российских городов в непростую ситуацию. С одной стороны, за последние 15 лет в стране накоплен значительный опыт по обеспечению порядка при проведении протестных выступлений самых разных оппозиционных сил - от радикальных экологов до коммунистов. Четкие меры были выработаны после событий 1993 г., когда политические акции закончились уличными беспорядками с погромами и убийствами. Их результатом стала возможность обеспечивать политическую активность в безопасном и сравнительно комфортном для жизнедеятельности города режиме. В редкий выходной день в центре Москвы не увидишь митинга КПРФ или ЛДПР: хочешь, присоединяйся, не хочешь - проходи спокойно мимо.

Сбой произошел лишь однажды, летом 2002 г., когда во время трансляции футбольного матча между сборными России и Японии хулиганы стали громить магазины и поджигать машины. Этот случай показал, что может происходить в центре мегаполиса, когда правоохранительные органы пускают ситуацию на самотек.

Сегодня вожди "Другой России" ломают существующие правила. Без эксцессов, особенно без эксцессов, зафиксированных телекамерами, им сложно подать себя в качестве состоявшихся политиков. В результате подготовка ко всякому новому "маршу" проходит в атмосфере скандала. Загодя вокруг мероприятия создается атмосфера напряжения: властям дают знать, что "что-то будет", тот же сигнал адресуется СМИ, запускаются слухи о "бескомпромиссности" противостояния и т.д. Одновременно подается заявка на значительное число участников "марша" и место его проведения поближе к центру. Однако число участников неизменно оказывается меньше указанного в заявке. Потому те, кто не знает существующих правил, удивляются: видать, и вправду власть боится "оппозиционеров", коль вывела против них столько милиции.

Уже ясно, что прежняя система проведения уличных политических акций в крупных городах страны перестает работать. Возможно, в этом заслуга не только "несогласных". Многочисленные запросы жителей в прокуратуру на все более нездоровую ситуацию у них под окнами, похоже, приведут к появлению отечественных гайд-парков. При этом пристойно митинговать или маршировать в них смогут не только "несогласные", но и разные "наши", "местные", "молодые" и т.д.

Нормальный политический процесс подразумевает право различных общественных сил высказывать свою точку зрения не на городских окраинах, а в непосредственной близи от органов госвласти, к которым и обращены их требования. Однако делается это с полной политической и организационной ответственностью, без ущемления прав большинства – то есть тех, кто в данный момент не на митинге или марше. И кто, быть может, не испытывает желание к нему присоединиться. Делается - без нагнетания ситуации, без рисков возникновения погромов, массовых беспорядков и т.п. Такое поведение - показатель зрелости.

К сожалению, в том, что лево-правые далеки от этих стандартов, сомнений почти не осталось. Девятого июня в Санкт-Петербурге и 11 июня в Москве должны состояться новые "марши". "Другая Россия" и ее сателлиты пытаются представить это результатом своей "борьбы за права", хотя разрешение дано просто в соответствии с действующим законодательством. При этом городские власти в очередной раз разъяснили, что в соответствии с законом можно делать, а чего - нельзя, и можно не сомневаться, что провокации со стороны "марширующих", их уклонение от предписываемых законом процедур вызовет вполне жесткую реакцию властей. От того, насколько ясно представляет себе эти правила "оппозиция", зависит, появятся ли у нас в стране гайд-парки...

Выбор читателей