Ингушетию терроризируют эмиссары "Аль-Каэды"

По неофициальным данным, за организацией терактов в Ингушетии стоят арабы, назвавшие себя представителями "Аль-Каэды". Кроме того, появились сведения о нахождении на территории республики боевиков Доку Умарова




Обстановка в Ингушетии обостряется с каждым днем. И хотя местные власти продолжают уверять, что в целом в республике все спокойно, факт остается фактом: с начала лета в этом регионе произошло почти 40 терактов, причем вылазки экстремистов приобретают все более систематический и масштабный характер. Однако силовикам, которых с 10 августа в Ингушетии стало на 2,5 тысячи больше за счет ввода дополнительных войск, до сих пор не удается задержать или уничтожить кого-либо из полевых командиров. Поэтому не удивительно, что ситуацией в регионе обеспокоились в Москве: как сообщает газета "Время новостей", накануне депутаты Госдумы поручили парламентскому комитету по безопасности разобраться с тем, что происходит в республике, и доложить, "все ли сделано для обеспечения правового противостояния экстремизму".

Между тем у оперативников появилась информация о том, кто стоит за организацией последних взрывов, обстрелов и убийств, совершенных на территории Ингушетии. По данным газеты, еще в конце мая в республику проникли три араба, назвавшие себя представителями "Аль-Каэды". Именно эти эмиссары, чьи позывные не разглашаются, принялись сколачивать новые банды, агитируя в первую очередь местную молодежь. При этом за каждую вылазку молодым бойцам якобы платят по $2 - 5 тыс., из чего можно сделать вывод, что эмиссары пришли в республику не с пустыми руками. "Они готовятся к чему-то масштабному, - рассказал газете источник в местных спецслужбах. - Бандиты даже не предпринимают попыток захватить РОВД или какой-нибудь пост милиции. Действуют наскоком - подъехали, обстреляли, скрылись. Хотя силы позволяют. Только во время воскресного обстрела в Малгобеке боевиков было более 20".

Как правило, в новые боевые группы принимают тех, кто числится участниками разбоев и нападений. Так, в ходе атаки батальона внутренних войск, совершенной боевиками в ночь на 9 сентября, военные и милиция организовали преследование, в результате которого были уничтожены двое преступников. Трупы убитых были опознаны - ими оказались 25-летний житель Малгобека Магомед Вельхиев и 23-летний житель поселка Плиево Алик Ажигов. Как заявили в МВД республики, они находились в федеральном розыске за участие в нападении на Ингушетию в июле 2004 года. Правда, Ажигов, по данным оперативников местного РОВД, был судим только за разбой, а как участник бандформирований не числился.

Кроме того, появилась информация, что в Ингушетии действует до 100 боевиков, разбитых на мелкие группы, которыми руководит известный лидер экстремистов Доку Умаров, именующий себя "президентом Ичкерии". По данным одних источников, территория республики является лишь полигоном для подготовки молодых бойцов, которых, возможно, отправят на "масштабное мероприятие" в другой регион, как уже бывало ранее. При этом оперативники опасаются, что таким регионом может стать Кабардино-Балкария, где за последние дни прогремело четыре взрыва. К тому же в ближайшее время там ожидается начало суда над 59 подозреваемыми в нападении на Нальчик осенью 2005 г., когда в течение трех дней в городе орудовали боевики. Другие же источники выражают опасение, что нечто подобное произойдет в самой Ингушетии.

Усугубляет ситуацию и возмущение местных жителей, которые недовольны тем, что в ряде случаев за уничтоженных и захваченных боевиков правоохранительные органы выдают обычных людей. По слухам, такая подмена, к примеру, имела место при расстреле 3 сентября в Карабулаке 21-летнего Апти Далакова, который подозревался в убийстве семьи русской учительницы и серии нападений на сотрудников милиции: как утверждают некоторые очевидцы, тогдашняя спецоперация напоминала простое убийство, а действия федералов на улицах стали причиной конфликта между ними и местным ОМОНом.

В свете всего вышесказанного показательным является тон высказываний президента республики Мурата Зязикова: если месяц назад он уверял общественность в том, что "все разговоры об осложнении обстановки в Ингушетии надуманные", то сейчас заявляет, что из-за сложной обстановки в регионе вводится запрет на массовые акции протеста. "Я митинги здесь не позволю, - цитирует Зязикова "Время новостей". - Потому что я знаю, как это начиналось в Грозном, - с митинга в пять - шесть человек, а потом все в крови".

Впрочем, по мнению военного эксперта "Yтра" Юрия Котенка, повторение чеченских событий в Ингушетии маловероятны. "Сил банд подполья не хватит, чтобы город захватить, - считает эксперт. - Они могут напасть на наших военных или кого-то еще, чем они и занимаются. Но эти небольшие по объему теракты - все, на что у них хватает сил и людей". Тем не менее тот факт, что в настоящее время в республике наблюдается "приток боевых сил и денег", не вызывает у эксперта никаких сомнений. "Люди, причастные к теракту в Беслане и другим, сейчас в Ингушетии, - отметил Котенок. - Они могли проникнуть туда через Грузию, например, или другой канал. Но канал есть, и там разработана совершенно четкая система: приходит транш, оплачивается теракт, оружие и т. д. На всплеск террористической угрозы весенне-летнего периода 2007 г. были потрачены деньги международных террористических структур". Что же касается дальнейшего развития событий, то, по словам эксперта, "в преддверии выборов может быть, конечно, обострение в таких районах, как Ингушетия, Дагестан и, в первую очередь, Кабардино-Балкария".

Выбор читателей