Голодный Китай готов съесть дочку "ЮКОСа"

Перед Москвой стоит дилемма: отказать Пекину в покупке "Юганскнефтегаза" означает дать ему вторую пощечину и испортить отношения на годы. "Накормить" китайцев - все равно, что оставить без штанов "своих"




В ходе поездки в Ханты-Мансийск советник по экономике посольства КНР в России Фан Чуньюн подтвердил недавно просочившуюся в прессу информацию о том, что китайские компании "крайне заинтересованы" в покупке основного нефтедобывающего предприятия "ЮКОСа" - "Юганскнефтегаза".

Есть информация, что судебные приставы минюста России хотят выставить "дочку" нефтегиганта на продажу для получения средств на покрытие налоговых недоимок НК за 2000 г. в размере почти 100 млрд руб. ($3,4 млрд). В настоящее время акции "Юганскнефтегаза" находятся под арестом.

Правда, ни Кремль, ни "ЮКОС" официально не объявляли о выставлении компании на аукцион. Но вместе с тем, на прошлой неделе правительство поручило международному инвестиционному банку Dresdner Kleinwort Wasserstein, который давно и успешно сотрудничает с российскими властями, произвести финансовую оценку "Юганскнефтегаза".

О своей заинтересованности в покупке компании уже заявил председатель совета Союза нефтегазопромышленников России, владелец компании "Союзнефтегаз" Юрий Шафраник. Один из представителей "Газпрома" в начале лета также не исключил возможности участия газового монополиста в покупке активов нефтегиганта, однако впоследствии эта информация была официально опровергнута. И вот вчера же на "Юганскнефтегаз" нашелся еще один покупатель.

Желание Пекина вызвано растущей зависимостью страны от импорта энергетического сырья. Китай является одним из самых крупных в мире импортеров нефти, а "ЮКОС" поставляет в эту страну 150 тыс. баррелей, или около 7% ее ежедневного объема потребления. Причем, черное золото для китайцев добывается именно вышеназванной "дочкой" НК.

Казалось бы, проблема решена – есть товар, есть купец, готовый заплатить самую баснословную цену. Однако вся сложность в том, что по стратегическим соображениям Кремль может отказать КНР. Это, кстати, понимают и сами китайцы. "В этой ситуации главный вопрос все же – политика самой России в отношении иностранных компаний. В данном случае – позволит ли РФ иностранным компаниям участвовать в процессе покупки активов компании или нет. Естественно, если будут реальные предложения, мы их будем рассматривать", - сказал Фан Чуньюн. Но, по его же словам, пока никакой реакции из Москвы на коммерческое предложение Пекина не последовало.

Китайцы уже пытались принять участие в приватизации российской нефтяной компании "Славнефть", но их убедили снять свою заявку с аукциона, хотя они предлагали больше, чем заплатили российские фирмы, выигравшие тендер.

По словам экспертов, знакомых с иерархией в китайском посольстве в Москве, Фан Чуньюн – влиятельное и высокопоставленное лицо. Поэтому к его заявлениям нужно относиться весьма серьезно. "Его слова можно расценивать как официальную позицию Китая в том или ином вопросе", - считает руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.

Кроме того, по его мнению, высказанные предложения Чуньюна подразумевают ответ с российской стороны. При этом официальной реакцией КНР будет считать реакцию кого-то из администрации Путина, персон, так или иначе отождествляемых с "питерской группой". В крайнем случае, это могут быть фигуры топ-менеджмента "четверки" нефтяных компаний - "Газпром", "Роснефть", "Сургутнефтегаз" и "ЛУКОЙЛ", с которой готов сотрудничать Пекин. Собянин утверждает, что молчание Москвы будет означать вторую пощечину Китаю, которую он может не простить: "Если позиция Китая не получит реакции от российского руководства, экономические отношения между двумя странами могут ухудшиться года на два".

О том, что к заявлению советника нужно отнестись серьезно, говорят большинство столичных экспертов. Аналитик по нефти и газу ФК "УРАЛСИБ" Анна Юдина отмечает, что китайские компании могут стать наиболее вероятными претендентами на победу в аукционе по "Юганскнефтегазу" при условии, что правительство выставит компанию на продажу и аукцион будет проводиться без каких-либо предварительных договоренностей с одним из потенциальных покупателей.

В пользу КНР говорит и тот факт, что при условии оценки дочки "ЮКОСа" независимым оценщиком ее стоимость должна быть достаточно высока, и ее приобретение будет под силу только зарубежной компании. Первоначально российское правительство оценило компанию в $1,7 миллиарда. Однако по оценкам экспертов, от продажи можно выручить $10-20 миллиардов. В самой же НК, говорят, оценивают свой главный добывающий филиал в $30 миллиардов. С китайской стороны покупателем может выступить China National Petroleum Corporation. "Деньги у нее должны найтись", - считает Юдина.

При всех "китайских плюсах", аналитики сомневаются, в том, что Кремль отдаст иностранному оператору "Юганскнефтегаз". "Маловероятно, что этот актив отойдет им, – говорит руководитель аналитического управления Банка "ЗЕНИТ" Сергей Суверов. – Если китайская компания усилит свои позиции на российском нефтяном рынке, Пекин получит больше рычагов давления на Москву в вопросе строительства восточного трубопровода не в направлении Находки, а на Дацин. В то же время текущая позиция Кремля заключается в том, чтобы диверсифицировать покупателей отечественной нефти, и ему крайне невыгодно, чтобы трубопровод шел на Китай".

Кроме того, продажа "Юганскнефтегаза" иностранцам также вошла бы в противоречие с нынешним курсом Кремля на укрепление позиций государства в топливно-энергетическом комплексе России. Эксперты полагают, что если вообще компания попадет на торги, то скорее достанется госкомпании или структуре, близкой к властям России. Есть мнение, что "Сургутнефтегаз" и "Роснефть", две нефтяные компании с мощными связями в Кремле, станут фаворитами аукциона, который, скорее всего, будет напоминать по форме продажу "Славнефти" – со всеми вытекающими из этого последствиями.

Выбор читателей