Москва заплатит Вильнюсу за обломки Су-27

Литовский министр обороны объявил о начале передачи частей потерпевшего крушение истребителя. Она будет произведена в Калининградской области за счет российской стороны




Российский истребитель Су-27, крушение которого на территории Литвы вызвало международный скандал и едва не обернулось разрывом отношений между Москвой и Вильнюсом, наконец-то вернется в Россию. Правда, по частям, начало передачи которых российской стороне сегодня объявил литовский министр обороны Гедиминас Киркилас. Первая партия обломков будет вывезена в Калининградскую область в грузовом автомобиле и вручена россиянам на территории инженерного батальона в Каунасе.

Отметим, что в первую очередь Литва избавляется от наиболее опасных узлов самолета, таких, как авиационная пушка, четыре ракеты "воздух-воздух" разного радиуса действия, фрагменты защитного оборудования, в том числе с 1900 гр меди с добавлением урана. Находка этого радиоактивного металла в свое время вызвала возмущение в Вильнюсе и способствовала появлению необоснованных обвинений Москвы в том, что она специально подстроила эту авиакатастрофу. Вторая партия, которую планируется передать до конца этой недели, включает экипировку пилота, парашют, а также бортовой самописец. И, наконец, литовцы вернут все остальные части истребителя.

Напомним, что напряженная ситуация вокруг падения истребителя начала разрешаться месяц назад, когда Литва после допроса пилота Су-27 Валерия Троянова сняла обвинения в злом умысле. Несколько дней спустя, 6 октября, летчик, который до этого находился в Вильнюсе под домашним арестом, был освобожден и получил разрешение вернуться на родину.

Однако, несмотря на столь благополучный исход, последствия, которые могут оказаться весьма неприятными для России, все-таки существуют. Так, вернув все обломки самолета, Литва не перестает спекулировать информацией о том, что ей удалось завладеть секретными кодами системы опознавания "свой-чужой", которая используется российскими ВВС. Более того, данными о них завладели специалисты НАТО. Для России это означает то, что нашим военным придется заняться полной сменой секретных кодов, что требует значительного времени и финансовых затрат. У России осталось одно утешение: представители ВВС заявляют, что при катапультировании пилота система должна была автоматически самоуничтожиться, к тому же без специальной перенастройки все коды стираются в течение суток.

Выбор читателей