"Демократизаторы" бессильны перед застарелой ненавистью

Удар по "Золотой мечети" в Самарре пришелся прямо в Буша, которому вряд ли удастся убедить американский народ в том, что политика США в Ираке дала положительные результаты


ФОТО: AP



Надежды Белого дома на то, что в обозримом будущем американские войска можно будет вывести из Ирака, похоже, не оправдались. К следующим выборам в США республиканцы хотели бы заявить о своих несомненных успехах в Ираке и назвать конкретные сроки, в которые американские солдаты вернутся домой. Джордж Буш не устает повторять, что американский народ помог народу Ирака освободиться от диктатуры Саддама Хусейна и сформировать демократические институты, которые совсем скоро возьмут на себя управление страной. Он подчеркивает, что политический процесс в Ираке продвигается весьма успешно, национальные силы безопасности контролируют практически всю страну, а формирование исполнительной власти вот-вот принесет стабильность, которой пока не хватает из-за действий террористов. Другими словами, Америка почти выполнила свою миссию и может со спокойной совестью уйти из Ирака. Разумеется, нарисованная картина не вполне соответствует действительности, однако вполне подходит в качестве предвыборного рекламного ролика, призванного подчеркнуть успехи республиканской администрации.

Увы, эти планы оказались полностью перечеркнутыми. Приходится констатировать, что Ирак находится на пороге гражданской войны, которая способна ввергнуть страну в неуправляемую кровавую бойню. После взрыва "Золотой мечети" в Самарре с новой силой возобновилась вражда между суннитами и шиитами, которая, в сущности, не прекращалась с момента ухода Хусейна с политической сцены. Иракскому диктатору удалось создать и поддерживать некий баланс, при котором все ключевые посты в стране занимало суннитское меньшинство, а шииты не смели протестовать, поскольку Саддам не слишком стеснялся в средствах, если кто-то стоял на его пути. Так что лидеры шиитов вынуждены были осуществлять критику режима из-за границы. Американские стратеги, разумеется, учли эти обиды и попытались сразу же объяснить лидерам шиитов, что демократия предполагает власть большинства, а, стало быть, теперь шиитам обеспечена ведущая роль в политической жизни страны. Раздосадованные радикальные суннитские группировки и транснациональные террористические организации развернули борьбу на два фронта – помимо борьбы с оккупантами они не гнушались организовывать теракты против шиитских лидеров. Самой громкой из таких акций было убийство аятоллы Мухаммеда Бакира ас-Садра, вернувшегося из эмиграции после свержения режима Хусейна. Помимо атак на религиозных лидеров, сунниты широко применяли теракты против иракцев, сотрудничающих с американскими оккупационными властями, – молодыми людьми, которые шли в ряды иракской полиции или армии. Руководство этой деятельностью публично взял на себя Абу Мусаб аз-Заркави, сообщивший, что он организовывал и будет организовывать террористические акты, направленные против американцев и тех жителей Ирака, которые поддерживают сионистских оккупантов и врагов ислама. К каковым он относит и шиитов, являющихся "непреодолимым препятствием, затаившейся змеею, хитрым и зловредным скорпионом, шпионящим врагом и глубоко запрятанным ядом".

Впрочем, поначалу и шииты под руководством Муктады ас-Садра, сына погибшего аятоллы, также навязали отчаянное сопротивление американцам. Однако в конце концов они приняли участие в формировании правительства и парламента, закрепив свои лидирующие позиции в иракской политической элите. Таким образом, шииты заинтересованы в том, чтобы американцы ушли из Ирака как можно скорее – тогда им достанется реальная власть в стране. Суннитам такая перспектива, напротив, грозит полным крахом. Пока американцы находятся в Ираке, их права – права религиозного меньшинства – будут соблюдаться. Но кто знает, не захотят ли шииты отомстить за годы унижений и обид? Так что перед аз-Заркави открывается широкое поле деятельности. Лидер иракского отделения "Аль-Каэды" заинтересован в развязывании междоусобной войны, лучшим поводом к началу которой является оскорбление религиозных святынь.

Можно сказать, что удар по "Золотой мечети" пришелся прямо в Буша, которому вряд ли удастся убедить свой народ, что политика США в Ираке дала положительные результаты. Американский президент сделал заявление, в котором призвал граждан Ирака не реагировать на провокацию "Аль-Каэды". "Насилие – это то, чего добиваются террористы", – заявил Буш. А посол США в Ираке Залмай Хализад обвинил Иран в том, что эта страна финансирует иракских террористов. Он заявил, что иранские агенты передавали суннитским террористам деньги и выбирали для них объекты нападений, а также содержали тренировочные лагеря для боевиков аз-Заркави. В свою очередь, некоторые исламские лидеры обвинили США в разжигании межконфессиональных конфликтов в Ираке. Муктада ас-Садр призвал американцев "покинуть страну немедленно или в течение четко установленного периода времени", а президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил: "Эти отвратительные действия, организованные сионистами и оккупантами, претерпели неудачу перед лицом логики и правосудия ислама". Эту мысль пояснил посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани, выступив на митинге, посвященном взрыву шиитской святыни. Он сообщил, что эту провокацию организовали США и Израиль, дабы вбить клин между шиитами и суннитами, и подчеркнул, что исламский мир не должен оставлять без ответа подобные провокации.

В создавшейся ситуации обнажилось бессилие иракских властей, неспособных предпринять эффективные меры для прекращения насилия. Попытки справиться с кровавой вакханалией пока не привели ни к чему. Не помогли ни введение комендантского часа, ни приостановка выхода газет и журналов, ни запрет демонстраций, ни ряд других мер. Полицейские, вместо того чтобы исполнять свои функции, вспомнили, что они тоже либо сунниты, либо шииты, – и участвовали в резне, учиненной сторонами, в зависимости от своей конфессиональной принадлежности.

Администрация США не раз заявляла о готовности вывести свои войска из Ирака, как только иракская армия будет в состоянии сама обеспечивать безопасность страны. Между тем, по словам представителя Пентагона, в вооруженных силах Ирака нет ни одного батальона, способного выполнять боевые задачи без помощи американских войск. И если страна будет ввергнута в кровавую гражданскую войну, то создание боеспособной армии будет отложено на неопределенное время. Тогда у радикального ислама и его боевого авангарда в лице "Аль-Каэды" появится шанс победить Америку без особых усилий – ведь не исключено, что новый хозяин Белого дома сам отзовет войска из страны, в которой, несмотря на огромные финансовые вложения, бушует гражданская война и нет никаких шансов построить демократию.

Выбор читателей