Шанс спасти похищенных россиян все же есть

Похитители заявили о себе не сразу, и это косвенное доказательство того, что россиян за это время пытались хорошенько спрятать. В таком случае ультиматум – всего лишь отвлекающий маневр




"Все российские ведомства, подключенные к работе по освобождению похищенных в Ираке сотрудников посольства РФ, предпринимают необходимые усилия", – заявил вчера секретарь Совета безопасности РФ Игорь Иванов. Ту же скупую и на информацию, и на эмоции сентенцию на разный лад повторяют МИД и Совет Федерации, отдельные политики и источники в соответствующих службах. По сути это означает одно: никакой определенности о судьбе россиян, похищенных в Багдаде в начале июня одной из местных вооруженных группировок, у российских властей нет.

Москва явно растеряна. Кроме информационной лаконичности об этом говорит хотя бы такой факт. На днях западные агентства разнесли информацию о якобы уже произошедшей казни россиян. Кто именно переводил с арабского соответствующую информацию с сайта одной из террористических групп – телеканал CNN или некий вашингтонский Институт поиска международных террористических образований, – не суть важно. Любопытно другое: спустя несколько часов CNN признал ошибку, сделанную при переводе. Оказывается, "Совет моджахедов шуры" якобы приговорил россиян к смерти, но пока не казнил. Но еще до этого уточнения российский МИД, доверившись американских СМИ, выступил с соответствующим призывом к боевикам "не совершать непоправимое". Видимо, мидовским чиновникам лень было уточнить интернет-адрес сайта, на котором была размещена та самая запись, и пригласить отечественного арабиста сделать ее правильный перевод.

Впрочем, тревога за судьбу наших соотечественников после того, как вскрылась ошибка CNN, меньшей не стала. Сразу несколько обстоятельств показывают, насколько опасна ситуация, возникшая после объявлении России со стороны иракских боевиков ультиматума. "Совет иракских моджахедов", который стоит за похищением россиян, при всей запутанности вопросов его происхождения, связях с "Аль-Каэдой" и другими боевыми группами, совершенно достоверно причастен к жестокому убийству двух ранее похищенных американских военнослужащих, изуродованные тела которых на днях были обнаружены армейскими частями США в результате широкомасштабной поисковой операции. Это, а также обстоятельства дерзкого похищения – средь бела дня, в особо охраняемой зоне Багдада, при этом преступники были без масок, – свидетельствует о том, что Москва имеет дело с отчаянными, если не сказать отвязанными, людьми, угрозы которых – не пустые слова.

Еще одно немаловажное обстоятельство. После гибели в этом месяце признанного лидера экстремистского подполья аз-Заркави перед разрозненными террористическими группировками встала задача продемонстрировать свою непримиримость. Это стремление неизбежно толкает террористов быть еще более жестокими, менее разборчивыми, в том числе и в выборе жертвы. Главное – доказать свою живучесть. Возможно, этим объясняется удивительный для многих факт нападения именно на россиян – представителей державы, всегда осуждавшей страны коалиции за развязанную в Ираке войну.

В копилку тревожных фактов, мимо которых нельзя пройти, анализируя ситуацию с российскими заложниками, следует отнести и сам характер выдвинутого нашей стране ультиматума. Бросается в глаза то обстоятельство, что требования носили явно выраженный декларативный, нереалистичный даже с точки зрения самих террористов характер. Когда боевики требуют за 48 часов вывести войска из Чечни и освободить из тюрем всех "братьев и сестер" исламской веры, то это по сути – ультиматум самим себе. Это ясная угроза убить заложников в скором будущем, т.к. не существует даже гипотетического шанса начать переговоры по их освобождению на условиях террористов.

Но есть ли в таком случае шансы на спасение россиян? Безусловно, да. В первую очередь, это то обстоятельство, что в глазах даже наиболее радикально настроенных боевиков знак равенства между Россией и США неуместен. Возможно, для большинства из них Москва совсем и не друг, тем более что на Востоке понятие "дружбы" сугубо специфическое и глубоко меркантильное.

В этом смысле, в отличие от американцев, которых быстро и жестоко убивают, с россиянами можно торговаться. Технология известна: сначала пленников надо надежно спрятать, чтобы никакая облава не была страшна. Затем ищутся посредники, через которые идут торги. Тот факт, что группировка, похитившая наших дипломатов, заявила о себе более чем через две недели после захвата, косвенно свидетельствует, что россиян пытались хорошенько спрятать. В этом случае ультиматум с маловразумительными требованиями – всего лишь отвлекающий маневр, попытка задрать планку для торга.

Если так – то это было бы хорошей новостью.

Выбор читателей