Рогозин хочет обратно

Лидер "Великой России" вчера обозначил первоочередную задачу партии - "легализоваться и закрепиться во власти". Если партию зарегистрируют, в декабре возможна ожесточенная битва разнообразных Россий




Лидер "Великой России" Дмитрий Рогозин вчера обозначил первоочередную задачу партии: "легализоваться и закрепиться во власти". Не исключено, что сделать первый шаг на пути к задуманному ему помогут "Патриоты России" Геннадия Семигина, готовые включить в свой предвыборный список "известных беспартийных политиков правых взглядов". Если ВР не зарегистрируют (а такие опасения у ее лидеров есть), иного способа поучаствовать в декабрьских выборах у активистов партии не останется. Хотя сам Рогозин и заявляет, что выборы - задача второго порядка.

Заседание центрального совета "Великой России" и съезд "Патриотов России" проходили вчера синхронно, в гостиничном комплексе "Измайлово". Рогозин был замечен на съезде "Патриотов" в президиуме рядом с Семигиным. Там же присутствовал еще один экс-лидер "Родины", Сергей Глазьев (кстати, возглавляющий министерство финансов в альтернативном народном правительстве Семигина). Рогозин - в случае неудачи с регистрацией - также заявил о готовности членов партии и ее сторонников пойти по спискам "одной из дружественных партий". Одним словом, стороны явно демонстрировали готовность к сотрудничеству, однако во что это выльется, пока не ясно.

По мнению некоторых наблюдателей, далеко не факт, что Семигин захочет рискнуть собственными скромными шансами на прохождение в Думу (сами "Патриоты", впрочем, оценивают их на уровне 10 - 15%), связавшись с ДПНИ или наиболее одиозными руководителями ВР, вызывающими раздражение Кремля. По другой версии, некоторые высокопоставленные сотрудники администрации президента, не утратившие надежды "добить" еще одну Россию - "Справедливую" - всерьез рассматривают "великороссов" на роль ее главного спойлера. Действительно, востребованная и в силу этого практически беспроигрышная идеология ВР (патриотизм, православие, национальные традиции, борьба против олигархов и в то же время защита отечественного капитала) вполне оставляет ей шанс если не на повторение успеха "Родины", то на вполне серьезную реабилитацию. Однако поскольку фигура Рогозина по-прежнему вызывает неоднозначное отношение Кремля (из этих соображений он вынужден держать некоторую дистанцию от партии и даже не входит в ее руководство), ситуация складывается сложная. Если альянс ВР и Патриотов - в пику "эсерам" - действительно одобрен одной из кремлевских башен, ему вполне могут оказать некоторое содействие. Но усомниться в его долговечности заставляет скорость, с которой "Патриоты" меняли за последние месяцы предполагаемых союзников. Часть несостоявшихся друзей Семигина в результате уползла в "Справедливую Россию", часть вообще была ликвидирована по решению суда. Сам Семигин продолжает настаивать на том, что помимо СР мишенью "Патриотов" станет и "ЕдРо" (что вряд ли устроит возможного покровителя ВР). При этом ранее аналитики высказывали предположение о том, что на роли спойлера СР для ВР все и закончится, поскольку для парламента последняя слишком радикальна.

Сейчас Рогозин, извлекший из своей предыдущей деятельности солидный опыт, изо всех сил пытается доказать обратное. Скатываться в "кювет шовинизма" его партия не собирается и намерена, по его словам, стать "партией центра".

Как заявил вчера депутат Госдумы, член центрального совета "Великой России" и формальный лидер партии Андрей Савельев, к концу текущего года численность "великороссов" увеличится до 100 тысяч человек. Сегодня их уже 59 тысяч, региональные отделения созданы в 62 субъектах РФ. Все документы, необходимые для регистрации партии, поданы в Федеральную регистрационную службу "в срок и без нарушений существующего законодательства" - ответ должен последовать в период с 22 по 24 июля.

Ранее представители ФРС высказывали сомнения в том, что партия сможет-таки принять участие в думской кампании, но ВР сдаваться не намерена. При любом раскладе будут еще и президентские выборы, на которых она, возможно, выставит своего кандидата. (Ранее, напомним, речь шла о поддержке Геращенко, но не исключались и собственные креатуры, и даже сотрудничество с "преемником", если он того стоит).

Как известно, учредительный съезд ВР прошел 5 мая 2007 года. Костяк партии составили бывшие "родинцы", покинувшие СР - таковых оказалось около 70 процентов. Также в ВР вошли представители Конгресса русских общин, Партии пенсионеров, Народной партии, "Яблока" и КПРФ. О намерении превратить КРО в партию, которая защищала бы "интересы государствообразующей нации", Рогозин заявлял еще в ноябре прошлого года, правда, тогда его планы звучали куда более радикально. Говоря о попраных правах "сотен тысяч граждан лишь по той причине, что они не стесняются называть себя русскими", Дмитрий Олегович не исключал даже некоего запасного плана действий на случай, если его структуре будет отказано в регистрации. Привлечь к этой деятельности он пообещал "все здоровые патриотические силы, включая Движение против нелегальной иммиграции*" (которое, по его словам, "является носителем той идеологии, которую выработал КРО, и которая была изначально заложена в программе "Родины"). При этом, утверждал несколько месяцев назад Рогозин, собрать под знаменами новой структуры "не только 50 тысяч, но и 150, и 250 тысяч сторонников" - вообще не вопрос.

На всякий случай Савельева пригласили в прокуратуру: там заподозрили, что весь спектакль затевается на деньги Березовского, ранее пообещавшего российским властям сладкую жизнь. Савельев назвал эти обвинения чушью, которая должна анализироваться не в следственных органах, а в медицинских учреждениях. Однако сигнал был понят верно: теперь "великороссы" избегают даже намека на тайные планы, а с властью обещают посильно дружить. Так что тезисы из серии "воровская власть - слабая власть" и сравнения взаимоотношений между патриотами и Кремлем с соперничеством Моцарта и Сальери ("они завидуют нам, видят в нас политических конкурентов, а это хуже, чем просто враги"), видимо, уходят в прошлое.

Вчера Рогозин прямо сказал о том, что ВР должна пойти на диалог с властью. У Савельева до этого было иное видение задачи партии - помочь нынешней элите уйти с миром, заменив ее более профессиональными и патриотически настроенными людьми. "Кому-то кажется, что власть гнилая, на глиняных ногах. Это не так, она очень консолидирована. Отношения сцементированы личной привязанностью, общей работой, общей учебой. Если скажем: уходи, такого не будет", - пояснил, в свою очередь, Рогозин. Логика предложенной им сделки проста: "если все документы в порядке", партия настаивает на регистрации и, "в обмен на законность властей", гарантирует "ответственно отстаивать интересы наших избирателей, представлять их властям". "Мы конституционалисты, законники. Эти массовые настроения, которые мы представляем, они полезны для страны, для парламента", поскольку ВР - "это партия, которая сможет выстроить баланс, гармонию в межнациональных отношениях", цитирует Рогозина ИА "Regnum". Проще говоря, если забудутся старые обиды, реальной пользы от "Великой России" может быть гораздо больше, чем предполагаемого некоторыми боязливыми людьми вреда.

Чистоту помыслов Дмитрия Олеговича подтверждали и прочие его ремарки. Отношение к "Другой России" обнаружилось, скорее, как негативное ("разве это сила?"), отношение к "Справедливой" – как пренебрежительное ("такая же маргинальная партия, как все остальные, кроме "Единой России"). Впрочем, признав, что с появлением "эсеров" элиты раскололись, Рогозин предположил: президенту, возможно, "хотелось бы после себя оставить сбалансированную политическую структуру".

С самим Путиным "великороссы" сражаться не должны: надо стараться "быть лучше" и доказывать это, предлагая соответствующие программы.

Кстати, со стороны предполагаемых союзников "Великой России" – семигинских "Патриотов" – в адрес Путина вчера прозвучало еще более миролюбивое замечание. Заявив о готовности сформировать альтернативную команду управления страной (команду кандидатов в губернаторы, мэры и главы районов на всей территории России), Семигин пообещал трудоустроить и нынешнего президента, разумеется, после прекращения его президентских полномочий. "Мы видим, что президент России Владимир Путин стоит на патриотических позициях. Но этим позициям президента противоречит проводимый действующим правительством либеральный социально-экономический курс, который оно навязывает президенту как единственно возможный. Мы уверены, что президент может стать лидером всего патриотического движения в стране", - пояснил Семигин, подчеркнув, что Путин может стать таким лидером, "вне зависимости от должности, которую он будет занимать в ближайшем будущем".

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей