Москве больше не о чем говорить с Вашингтоном

Изменения, наметившиеся в российско-американских отношениях, отражают общую разбалансированность мировой политики. Фактически в ней началась перестройка, и неопределенность нервирует всех игроков




По мнению ряда экспертов, изменения, наметившиеся в последнее время в российско-американских отношениях, отражают общую разбалансированность мировой политики. Фактически в ней началась перестройка, и неопределенность равным образом нервирует всех игроков. И дело тут не в антироссийской риторике Джона Маккейна или ответной отповеди Москвы.

Действия Маккейна легко объяснить ажиотажем, связанным с президентской кампанией, а жесткую позицию Россию списать на нервозность Москвы, которая никак не может выбрать линию поведения и потому перепоручает озвучивание угроз "анонимному источнику в МИД". Но сегодня Россию больше беспокоят не слова, а дела американских политиков.

Все давно привыкли, что Маккейнн обвиняет Россию во всех грехах и требует ее изгнания из G8. Что касается его предложения о создании так называемой "Лиги демократии", которая должна заменить ООН и навести, наконец, порядок в недемократическом мире, то ее уже раскритиковала госсекретарь США Кондолиза Райс. По ее мнению, "Лига демократии" не сможет заменить Совет безопасности ООН, и потому Америка должна "искать пути для сотрудничества с Россией и Китаем".

В том же духе выдержана и подготовленная Пентагоном новая версия Военной стратегии США. Признав экстремизм более опасным вызовом, нежели потенциальные угрозы со стороны России и Китая, авторы документа предлагают Москве и Пекину разделить с Америкой ответственность за состояние дел в мировой политике. Многие эксперты расценили этот пассаж как свидетельство того, что США, наконец, признали завершение эпохи своего безраздельного господства в мире.

Однако при более внимательном прочтении Стратегии эта оценка выглядит преждевременной. Рожденный в недрах Пентагона документ представляет собой объединение "кнутов и пряников". Так, выразив удовлетворение вектором развития Китая, авторы сочли нужным подчеркнуть, что США будут внимательно следить за ростом военной мощи КНР, чтобы в случае необходимости положить конец китайской экспансии. Аналогичным образом оценивается в Стратегии и Россия. С одной стороны, отмечен рост влияния Москвы, с другой – выражено недовольство общим направлением ее внешней политики. Далее следует развернутый список претензий, включающий отказ от "прежней открытости и демократии", энергетический шантаж соседних государств, претензии на Арктику, возобновление полетов стратегической дальней авиации, выход из ДОВСЕ, обещание перенацелить российские ракеты на страны, согласившиеся разместить у себя элементы системы ПРО США.

Наиболее лояльным в отношении России выглядит кандидат от Демократической партии Барак Обама, вполне определенно высказавшийся против попыток изолировать Россию. Однако и он полностью разделяет позицию Пентагона. В частности, его рассуждения о необходимости сотрудничества с Россией основаны на том, что без взаимодействия с Москвой и Пекином США не смогут решить такие важные вопросы, как иранская ядерная программа. В целом же Обама является сторонником "сбалансированного подхода", подразумевающего диалог, но не в ущерб национальной безопасности США. В переводе на обычный язык и слова Обамы, и текст новой Стратегии Пентагона означают, что, используя Россию и Китай для решения своих проблем, Вашингтон оставляет за собой право не только критиковать их за нарушение демократических норм, но и корректировать проводимую ими политику.

Бросается в глаза, что в большинстве заявлений и документов Россия и Китай стоят рядом, что в известном смысле как бы уравнивает их в глазах Вашингтона. Однако это не соответствует реальному положению дел: в сфере экономики Китай является гораздо более серьезным партнером США, нежели Россия, а политика военной экспансии Вашингтона в гораздо большей степени задевает Москву, нежели Пекин. В то же время принято считать, что главной стратегической целью Вашингтона является ослабление России и Китая, но сложность политического расклада не позволяет решить, с кого начать. То есть с кем и против кого дружить сегодня: то ли с Россией против Китая, то ли с Китаем против России.

На этой неделе из-за океана пришел сигнал, свидетельствующий о том, что США сделали выбор и склоняются к "дружбе" с КНР. Озвучил эту новость все тот же Маккейн, прямо заявивший, что у США "больше возможностей для совместной работы и сотрудничества с Китаем, нежели с Россией". Эксперты сошлись на том, что данный подход вполне соответствует внешнеполитическим традициям США, которые еще во времена СССР, играя на противоречиях между Москвой и Пекином, старались "привлечь к себе Китай и отдалить его от России".

Сегодня же, как полагают многие эксперты, США просто боятся связываться с Китаем, и не только из-за его военной мощи, но и потому, что Пекин, владеющий огромным объемом государственных бумаг США, может в любой момент обрушить американскую экономику. Впрочем, на деле ситуация является гораздо более сложной, и потому слова Маккейна следует рассматривать как сигнал, посланный одновременно и России, и Китаю.

Проблема, однако, состоит в том, что США не только говорят, но и действуют. При этом в Белом доме даже не считают нужным скрывать стремление использовать Россию для решения своих проблем, полностью игнорируя ее интересы. Именно этот настрой разрушил иллюзии 1990-х и загнал в тупик российско-американские отношения. У Москвы есть свой список весьма серьезных претензий к США. Так, в подвешенном состоянии находится проблема разоружения, буксует подготовка договора, который должен сменить СНВ-1, нет прогресса по вопросу ДОВСЕ. На этом фоне Америка продолжает политику расширения НАТО за счет ближайших соседей России и ведет активную игру на Кавказе. Требуя от России помощи в "борьбе с терроризмом" и решении проблемы Ирана, Вашингтон в течение многих лет игнорирует попытки России добиться понимания ее интересов.

НАТО неуклонно продвигается на Восток, уже подписан договор о размещении элементов американской ПРО в Чехии, Украина при поддержке США гонит российский флот из Севастополя, Кавказ на грани большой войны. Стоит ли удивляться, что Москве надоела эта игра в одни ворота, и она дала понять, что готова свернуть ставшие совершенно бессмысленными отношения с Вашингтоном. Этот дипломатический демарш был осуществлен на фоне целой серии демонстративных акций, которые, судя по всему, должны были подтвердить решимость Москвы.

Одновременно в России все более популярными становятся настроения, которые можно описать формулой: хочешь мира - готовься к войне. Тут речь снова идет и о вполне конкретных действиях, преследующих вполне определенные цели, и об ответном сигнале. В стране действительно началась частичная милитаризации экономики, Россия возобновила военные дежурства военной авиации и, пусть медленно, но занимается перевооружением армии. В то же время руководство страны продолжает надеяться, что Вашингтон остановит грузинский беспредел в Южной Осетии.

То есть, несмотря на то что США наступают по всем фронтам, Россия до сих пор не выработала внятной политики: она то "показывает зубы", то продолжает политику партнерства. И в чем-то это, наверное, правильно. Не стоит торопить события: общемировой расклад слишком сложен, и игра ведется сразу на всех полях. Тем не менее пора понять, что дело уже зашло очень далеко и сегодня тактические, ситуационные победы могут обернуться серьезным стратегическим поражением.

Выбор читателей