Медведеву не купят любимую игрушку

Отказ выделить деньги на реформу МВД в следующем году – далеко не первый случай, когда Кудрин встречает "холодным душем" инициативы главы государства. Он делает это достаточно часто, а на прошлой неделе поставил своего рода рекорд, "поправив" президента дважды


Андрей Кудрин на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей
ФОТО: ИТАР-ТАСС



Минфин отказывается выделить деньги на реформу МВД в следующем году, сообщил в четверг "РБК daily" со ссылкой на письмо министра финансов Алексея Кудрина. Тот, в свою очередь, ссылается на указ президента, по которому милиция общественной безопасности должна перейти на финансирование за счет федерального бюджета только с 2012 года. Поэтому искать в 2011 г. средства на финансирование ряда положений реформы МВД Минфин не намерен – тем более, что они не предусмотрены финансовым обоснованием закона "О полиции" (там утверждается, что реализация закона "не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета").

На самом деле в МВД пока сами не могут толком объяснить, на что они намерены тратить деньги в следующем году. Законопроект должен вступить в силу в 2011 г., но зарплаты будущим полицейским повысят с 2012 г., к этому времени только-только успеет завершиться реорганизация личного состава – напомним, его ждет 20%-е сокращение. И то, если успеет: в августе Дмитрий Медведев заявил, что закон "О полиции" должен вступить в силу в январе 2011 г., отсрочки не будет, иначе реформа растянется на десятилетия.

Но на дворе декабрь, а закон только вносится в Госдуму. Поправок о социальном обеспечении полицейских пока вообще нет. Правительство зарезервировало средства на реформу – дополнительные 138 млрд руб. на 2012 г. и 189 млрд на 2013-й, рассказывал Кудрин осенью. Что касается 2011 г., то доподлинно пока известно только, что деньги будут нужны МВД на смену вывесок: 7 декабря заместитель главы МВД Сергей Булавин, выступая на заседании комитета Госдумы по безопасности, сообщал, что "переименование милиции в полицию, замена удостоверений и вывесок обойдется в 500 миллионов рублей".

Еще раньше в МВД изготовление нагрудных знаков для полицейских оценивали в миллиард рублей, а общие затраты на переименование милиции в полицию – в 2,2 миллиарда. Ну и что можно было бы сказать о профпригодности министра финансов, который безоговорочно согласится финансировать такую смену вывески?

Но общественное сознание будоражит совсем не то, что Кудрин демонстрирует прижимистость, которая ему по должности положена. А то, что эта его прижимистость идет вразрез со вполне ясной установкой президента: не затягивать реформу МВД. В негласной системе сигналов, которые заменяют бюрократической машине нервную систему, критика первого лица означает либо крах чиновной карьеры, который сопровождается хлопаньем двери, либо констатацию того факта, что первенство этого лица оспаривается и критикующий принадлежит к оппонирующему лагерю.

В данном конкретном случае степень противоречий между Кремлем и Минфином могла быть искусственно усилена: ведомство Кудрина вчера объявило, что официально такой документ в правительство не уходил. То есть торги с МВД не собирались выносить на публику. Но ведь это далеко не первый случай, когда Кудрин встречает "холодным душем" инициативы Медведева. Он делает это достаточно часто и при этом хлопать дверью явно не собирается.

Например в 2008 г. министр финансов смог убедить президента отказаться от снижения НДС (хотя такой пункт был в его предвыборной программе) и резко выступил против новой пенсионной реформы, о необходимости которой заявлял тогда еще первый вице-премьер Медведев – на его взгляд, существующая система оказалась "крайне неудачной". По мнению Кудрина, следовало всего лишь "поработать над ее устойчивостью".

В мае 2009 г. Медведев резко отчитал Кудрина за пессимизм. "Когда отдельные мои товарищи, в том числе по правительству, говорят о том, что Россия 50 лет не выйдет из кризиса, это неприемлемо. Если так считаешь, то иди работай в другом месте", – заявил президент на встрече с предпринимателями, дословно процитировав мрачный прогноз министра финансов.

Таких историй можно вспомнить множество. А на прошлой неделе глава Минфина поставил своего рода рекорд: он "поправлял" Медведева дважды. На заседании комиссии по модернизации в понедельник Кудрин категорически отказался переносить на следующий год остатки ассигнований, выделенные на технологический прорыв и не освоенные ведомствами. И в ответ на замечание президента мрачно съязвил, что "бюджет скоро превратится не в финансовый документ, а в утверждение списка идей". А в среду объяснил сенаторам, что деньги на выполнение ключевых обещаний из послания Медведева регионам придется искать самим, равно как и решать – выполнять или не выполнять "рекомендации" президента.

Причина независимости министра финансов легко объяснима. Кудрин – один из ближайших соратников премьера Путина, а ответ на вопрос "кто в тандеме главный?" всем хорошо известен. Но следует отдать должное главе Минфина, он умеет возражать и Путину тоже – буквально вчера призвал аудиторов Счетной палаты пресекать "спонтанные" действия правительства, когда оно вносит изменения в уже принятый бюджет.

На самом деле все просто: Кудрин больше финансист, чем политик. И, будучи горячо убежденным рыночным фундаменталистом, последовательно отстаивает свою точку зрения, а политические последствия своих высказываний просто игнорирует. Минувшим летом, например, он убедительно обосновал необходимость повышения пенсионного возраста и тем самым чуть не довел до истерики единороссов: такое заявление в предвыборный год те расценили как "подставу" "Единой России" и лично Путина. Все понимают, что повышать надо, но зачем об этом перед выборами?

Как ни странно, несгибаемая логика Кудрина вполне органично сочетается с "курсом Путина" – даже если она сводится к строительству авторитарной вертикали, в последовательности ему не откажешь. А вот Медведев, которого от "понуждения Грузии к миру" бросает к интеграции с НАТО, а от отказа от посадок по либеральным статьям – к закону "О полиции", который даст милиционерам еще больше полномочий, на этом фоне очевидно проигрывает.

Выбор читателей