Рыбкина погубит мания преследования

Кандидат в президенты, оказывается, скрывался в Киеве от российских спецслужб. Как этот поступок отразится на его популярности среди избирателей, предугадать легко - но, впрочем, она и раньше была невысока




Кандидат в президенты Иван Рыбкин, поднявший такой переполох своим исчезновением накануне регистрации в ЦИК, наконец-то вернулся в Россию и соизволил объяснить мотивы своего поступка. Оказывается, Иван Петрович в Киеве скрывался от преследования российских спецслужб.

Напомним, что 5 февраля Рыбкин исчез из поля зрения всех знакомых, и несколько дней родственники, правоохранительные органы, а заодно и вся российская общественность ломали голову о судьбе претендента на пост главы государства. И если в России преобладала версия пиар-шоу, устроенного на пару с Березовским, то в западной прессе исчезновение Рыбкина сразу же "повесили" на Путина и спецслужбы.

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" он сказал, что в Киев ездил по делам, а не гульнуть с приятелями. Он встречался с "политтехнологами, бизнесменами оппозиционными силами". Услышав по радио, что его ищут, кандидат поначалу удивился, но потом, когда в дело вмешались МВД, МУР, РУБОП и ФСБ, у него "возникло серьезное подозрение".

"Если кто-то хотел сделать нелегитимными выборы, то меня надо было удерживать любыми путями... вплоть до прямого физического уничтожения. Я почувствовал себя очень тревожно... и решил переждать", - сказал кандидат.

В Москву Рыбкин решил не звонить. И если нежелание связаться со своим штабом он объяснил недоверием к некоторым его сотрудникам, то почему он не захотел позвонить жене, совершенно непонятно. Он никак это не комментировал и только извинился за "несладкие минуты", которые доставил ей и другим близким.

На совершенно естественный вопрос, считает ли Рыбкин свое поведение психически нормальным, он ответил утвердительно: "Я шизофренией не страдаю, только недавно получил справку на владение оружием. И прошел необходимую медкомиссию. Так что не дождетесь", - сказал он.

Желание сбежать у Рыбкина возникло не вдруг: "В течение двух лет за мной следят несколько людей. Я еду в аэропорт - человек едет за мной. Я встречаюсь и разговариваю с людьми, он бесцеремонно садится рядом. Я еще не знаю маршрута, а человек берет билет... Мне это надоело, обрыдло", - жаловался Рыбкин. Однако, по чьему поручению действуют эти люди, он не знает.

Как отреагируют на эти слова избиратели, предугадать нетрудно. Те, кто не сочтет их признаком серьезной душевной болезни, зададутся вопросом: как потенциальный президент мог позволить себе такой "нервный срыв" в ответственный момент предвыборной кампании? Первое лицо государства по определению не имеет права кричать "все обрыдло!", он должен уметь действовать в любой ситуации.

Напомним, что еще до этих объяснений Рыбкин получил на орехи от всех, кто с ним связан: жены Альбины, руководителя избирательного штаба Ксении Пономаревой, председателя ЦИК Александра Вешнякова и даже своего "хозяина" Бориса Березовского. Но лучше всего, пожалуй, осудил его спикер Совета Федерации Сергей Миронов: "Не надо из серьезных государственных вещей делать цирк... Мы были свидетелями новейших избирательных технологий со стороны избирательных штабов. Обычно в таких случаях говорят: "Бог им судья", а на самом деле судьей станет избиратель".

Нужно отметить еще один момент: соревнуясь в оригинальных высказываниях, политики как будто сговорились забыть о том, что у Рыбкина нет никакой реальной перспективы даже на второе место после Путина. Все исследования показывают, что его кандидатура заведомо обречена на провал. Так что никакого смысла оказывать на него давление, похищать или уничтожать нет ни для спецслужб, ни для каких-либо других сил в России. И даже эта уникальная пиар-акция, провернутая кандидатом, вряд ли привлечет к нему новых избирателей.

Кстати говоря, Рыбкин и сам всерьез задумался, стоит ли ему баллотироваться в президенты. Заявления в ЦИК он еще не подал, но сказал, что, возможно, снимет свою кандидатуру.

Выбор читателей