Капитуляция Ходорковского – историческая необходимость

Политолог Сергей Марков убежден в том, что дальнейшее противостояние экс-главы "ЮКОСа" российским властям не принесет опальному олигарху политических дивидендов, а поместит его в замкнутый круг новых мытарств




Несмотря на то, что экс-глава "ЮКОСа" еще не принял окончательного решения о своем участии в довыборах в Госдуму, его адвокат Юрий Шмидт вчера рассказал о превентивных мерах со стороны власти в ответ на эту инициативу. Как заявил Шмидт в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы", первая реакция власти – ускорение рассмотрения дела Ходорковского в Мосгорсуде, дабы после вступления приговора в законную силу вопрос о его выдвижении в довыборах отпал сам собой: "Все адвокаты получили уведомление о скорейшем ознакомлении с протоколами судебного заседания", до 25 августа от них требуется подать замечания. Как известно, Михаил Ходорковский приговорен к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Однако приговор Мещанского суда еще не вступил в законную силу, поскольку защита обжаловала его в вышестоящей инстанции – Мосгорсуде (над которым, напомним, есть Верховный суд, куда также можно жаловаться). Пока дело рассматривается в вышестоящих инстанциях, Ходорковский волен распоряжаться своими правами, в том числе, баллотироваться в депутаты. По словам Шмидта, экс-глава "ЮКОСа" склонен принять предложение участвовать в довыборах в Госдуму, если оно будет поддержано людьми, с мнением которых он считался (конкретных имен адвокат при этом не назвал). Впрочем, особых иллюзий касательно своего избрания Ходорковский не питает, поскольку "знает, что избраться ему не дадут и наверняка последуют новые репрессии", – процитировал слова своего подзащитного Юрий Шмидт.

К возможности удовлетворения кассационной жалобы на приговор по "делу "ЮКОСа" адвокаты относятся скептически и после кассационного рассмотрения намерены подавать жалобу в Европейский суд по правам человека. "Группа адвокатов уже работает над жалобой, но как ее будут рассматривать в Страсбурге, с какой скоростью – сказать невозможно", – заметил Шмидт.

В Центризбиркоме, не исключая возможности участия Ходорковского в довыборах депутата ГД по Университетскому округу Москвы, также напоминают о том, что гражданин ограничивается в реализации своих прав только тогда, когда признан недееспособным, либо по приговору суда находится в местах лишения свободы.

Впрочем, идея выдвижения Ходорковского утопична не только в силу редкой расторопности Фемиды, которая, "в связи с открывшимися обстоятельствами", наверняка поспешит отправить его в эти самые "места". Идея обречена на провал, поскольку экс-глава "ЮКОСа" вряд ли сможет выполнить все требования законодательства о регистрации, считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. Заместитель председателя ЦИК Олег Вильяшев на днях напомнил эти требования: "Своевременное представление всех необходимых документов, сведений об имуществе, о доходах, и так далее, которые необходимо выполнить в определенные сроки, и только тогда можно рассуждать о возможности быть зарегистрированным".

"Ходорковский сейчас пытается выступать как политический деятель. Впрочем, он уже несколько лет себя позиционирует не как бизнесмен, а как политик, поскольку считает: такого рода позиционирование позволит ему более эффективно защитить себя. Чрезмерная политизация Ходорковского – ошибка. Дело в том, что у него есть шанс заключить перемирие с Кремлем при условии почетной капитуляции. Однако он избрал тактику противостояния, обреченную на провал", – заявил Марков "Yтру".

По словам политолога, в Кремле есть сторонники "войны" – продолжения конфликта с "ЮКОСом", "заинтересованные в том, чтобы поссорить Путина с Западом". Есть и сторонники "мира" – на условиях вышеупомянутой "почетной капитуляции" Ходорковского. "Эту почетную капитуляцию можно условно назвать "моделью Кадырова" или "моделью Гусинского", – продолжает Марков. – Но в Кремле точно нет сторонников "мира" с Ходорковским по "модели Масхадова", который пытался говорить с российской властью с позиции равноправного партнера". Власть, уже имевшая практику общения с олигархами "на равных", снова в такой ситуации оказаться не желает, а потому по тем правилам, которые Ходорковский предлагает сегодня, играть явно не станет. Реакцией на скрытый мессидж, содержащийся в его недавно опубликованной статье "Левый поворот" – о том, что власть слаба и на честных выборах не победит, – стало перемещение автора из трехместной в общую камеру (хотя директор Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Калинин и объяснил это событие "ремонтными работами").

Несмотря на героизм самого Михаила Борисовича, адвокатов перевод очень расстроил, и не без оснований. "Я за его жизнь опасаюсь уже давно. В изоляторах случаются всякие вещи", – заявил Шмидт. Кроме того, по заявлениям пресс-центра Ходорковского, тот больше не получает газет, лишен доступа к телевизору. Калинин же утверждает, что никакого ухудшения в содержании Михаила Ходорковского нет. "То, что ему положено, все у него будет. Газеты, которые он выписывает, будет получать, холодильник и телевизор по заявке тоже получит. Как говорили раньше, он будет одет по форме и накормлен по норме", – цитируют его РИА "Новости". Но если Ходорковский будет придерживаться нынешней стратегии, ожидать обещанного холодильника ему, возможно, придется долго.

Огромную стратегическую ошибку Ходорковский, по мнению Маркова, сделал еще три года назад, когда ввязался в борьбу с Кремлем: "У него была вера в то, что Кремль слаб и сломается. Эту неправильную стратегию он продолжал, несмотря на все сигналы о том, что не надо бросать вызов государству: несмотря на арест Платона Лебедева, несмотря на свой арест. Сейчас он по-прежнему продолжает эту стратегию войны. Эта стратегия ведет его, без сомнения, в тупик. Эта же стратегия завела в тупик Масхадова. Мне кажется, он должен поменять стратегию".

От Ходорковского требуется, чтобы он четко дал понять: игра на уничтожение прекращается – и в этом случае Кремль мог бы с сочувствием отнестись к дальнейшей судьбе опального олигарха. Условия стратегического компромисса или почетной капитуляции, по мнению Маркова, могут выглядеть следующим образом: "Во-первых, Ходорковский полностью прекращает всю пиар-войну против Кремля за рубежом. В прошлом году на эту деятельность было потрачено, по некоторым данным, около $60 миллионов. Во-вторых, он проводит смену менеджмента "Открытой России". Речь ведь не идет о том, чтобы Ходорковский прекратил свою общественную деятельность в России. "Открытая Россия" проводит правильную работу по формированию гражданского общества, но с руководящих постов следует убрать всех, кто считает себя врагами Путина. Критика Путина может быть продолжена, но с более взвешенных позиций. И, в-третьих, Ходорковский должен сдать финансовую базу для своих политических проектов, достаточно большую часть собственности, которая у него осталась". При этом в гипотетический компромисс даже не входила бы "сдача" Невзлина – претензии, выдвигаемые в отношении последнего российским правосудием, вряд ли изменятся от позиции экс-главы "ЮКОСа".

А вот возможное выдвижение Ходорковского в депутаты стало бы малорезультативным шагом. "Я считаю, что Ходорковский допускает огромную ошибку – во многом под влиянием части своего окружения, заложником которого он стал", – убежден Марков. "Окружение", объяснил он, это и адвокаты, зарабатывающие неплохие деньги, и представители политической армии, желающей продолжения войны с Кремлем, и некоторые частные лица, проживающие за рубежом и заинтересованные в максимальной напряженности конфликта Ходорковского с российскими правоохранительными структурами (чем жестче отношение к "ЮКОСу" – тем больше эти лица, по их мнению, защищены от выдачи российскому правосудию).

Того, что в ответ на изменения условий содержания со стороны Ходорковского последует еще более жесткая волна критики, в Кремле, очевидно, не опасаются – собственно, опальный олигарх и так не особо себя ограничивает. Чем и провоцирует замкнутый круг своих "мытарств". "А потому капитуляция Ходорковского – абсолютная историческая необходимость", – резюмировал Сергей Марков.

Выбор читателей