Кадырову надо избавиться от армии льстецов

Рамзан Кадыров не раз и не два заявлял, что готов выполнить любое задание Владимира Путина. Однако сложность задач, которые стоят перед новым чеченским премьером, не поддается описанию


ФОТО: AP



Итак, свершилось: в минувшую субботу Рамзан Кадыров де-юре занял кресло премьер-министра республики, тем самым подтвердив многочисленные прогнозы и ожидания. Сделан еще один шаг вверх по политической лестнице, восхождение по которой началось для Кадырова-младшего после трагической смерти его отца на грозненском стадионе "Динамо" 9 мая 2004 года. Но нельзя сказать, что Рамзан Кадыров, когда-то возглавлявший Службу безопасности президента Чечни, стал политиком поневоле. Он проявил большие способности, помогая отцу в его начинаниях. Можно сказать, что Рамзана готовили к государственной службе с 1999 г., когда оформился союз муфтия Ахмада Кадырова с Россией.

В Чечне образовался вакуум молодых инициативных политиков. Идея "Ичкерии" как бандитского квазигосударства доказала свою несостоятельность. Общество раскололось, дискредитировавшие себя лидеры, которые занимали радикальные позиции, или погибли, или отсиживаются за границей. На этом фоне Рамзан Кадыров, пользующийся безоговорочной поддержкой Кремля, является фигурой, которая, как считается, позволит Чечне перейти в иное качественное состояние. Интересы и желания Кадырова и Кремля совпали даже не 100, а на 200%. Москва желает исключить республику из повестки дня как регион, прочно ассоциирующийся с бандитизмом, терроризмом и катастрофическим исчезновением казенных средств. Рамзан Кадыров обещает решение этих проблем. Другое дело, какие преференции он потребует за это уже в ранге премьер-министра. Пока на федеральном уровне стараются учитывать пожелания молодого лидера, не обращая внимания на критику Кадырова и его людей, хотя критиковать нынешнего премьера Чечни, безусловно, есть за что. В условиях нестабильности практически во всех национальных образованиях Северного Кавказа ему гарантирована вся полнота власти в отдельно взятой Чечне, считающейся источником этой затянувшейся нестабильности.

Кадыров-младший, на первый взгляд, без особых усилий планомерно движется к высшей власти в республике. В своей "тронной речи" на первом заседании правительства он специально два раза – на русском и чеченском – повторил, что ему доверили власть "в стране". Остается надеяться, что за этим подразумеваются глобальные свершения и начинания, а в Чечне, которая до сих пор лежит в руинах, наконец-то начнется реальное восстановление. Для этого Рамзан должен собрать госструктуры воедино и повести их вперед. С чего начнется "собирание чеченских земель"? С юбилея Рамзана Кадырова, однозначно. Уже давно не секрет, что с октября 2006 г., после 30-летия, парламент Чечни сможет утвердить его на посту президента республики. Рискну предположить, что это произойдет с полного согласия ныне действующего президента Алу Алханова. Передача власти должна произойти без эксцессов. Возможно, генералу Алханову будет предложен высокий пост на федеральном уровне.

Не исключено, что если Рамзан Кадыров станет президентом Чечни, то кресло премьера займет представитель федерального центра. Уже сейчас есть подходящая кандидатура на это место – главой правительства республики может стать бывший мэр Грозного Олег Жидков. Но это только один из возможных сценариев.

Сергей Абрамов, комментируя собственную отставку, заявил, что уступает кресло премьера человеку, за которым "большое будущее". Пока неизвестно, идет речь о Чеченской Республике, или Кадырову уготована более серьезная роль – например, лидера всех северокавказских республик. Ничего нельзя исключать, если учесть, что нынешнему премьеру Чечни покровительствует президент России.

Кадыров не раз и не два заявлял, что готов выполнить любое задание Владимира Путина. Однако сложность задач, которые стоят перед новым чеченским премьером, не поддается описанию. Что сделано в республике со времени разгрома бандформирований? Ничтожно мало, а если честно, то почти ничего. Лишь в декабре прошлого года – и только благодаря ультиматуму Кадырова – местным чиновникам удалось более-менее отремонтировать одну улицу в Грозном, не тронув, однако, при этом водопровод и канализацию. Да, исправно идет строительство и реконструкция в Гудермесе, но там и не было интенсивных боевых действий – таких, как в Грозном. Жители республики по-прежнему испытывают колоссальные проблемы с жильем, питьевой водой, отоплением, по-прежнему стоят в руинах чеченские предприятия, хотя ежегодно в течение пяти лет на решение этих проблем выделялись приличные средства из российского бюджета. Федеральные и республиканские власти до сих пор не могут разделить полномочия, подписав Федеральный договор. Все эти проблемы предстоит решать правительству Рамзана Кадырова. Настораживает другое: говоря о том, что чиновникам предстоит работать по 24 часа в сутки, и грозя увольнением нерадивых исполнителей, новоиспеченный премьер тут же заявляет, что правительство работает на "четыре с плюсом". А что, собственно, сделано?

Единственное, что в Чечне удалось наладить, так это операции против непримиримых, которые проводятся с завидным постоянством. При этом местной милиции так и не удалось справиться с традиционной чеченской бедой – в республике продолжают пропадать люди. Раз в полгода местные чиновники, будто по команде, начинают говорить о том, что остановят беспредел, а потом выясняется, что за людьми по ночам по-прежнему приходят неизвестные в камуфляже. Похищения продолжаются, и сделать так, чтобы они прекратились, – еще одна первоочередная задача правительства Кадырова.

Наконец, Рамзану Кадырову предстоит совершить невозможное – избавиться от коррупции, которая пронизывает республику сверху донизу. Результат возможен лишь в том случае, если Кадыров пойдет на меры, непопулярные даже в собственном окружении, проведет ревизию в тех отраслях управления, экономики и общественной жизни республики, которые считались неприкасаемыми. Кроме того, настало время избавиться от целого батальона льстецов, которые плотным кольцом окружили нового премьера и порой мешают ему проявлять независимость и принимать оптимальные решения. Сегодня в Чечне велико число людей, желающих доказать свою преданность Рамзану. Излишнее рвение подчиненных уже вредит имиджу премьера. Например, стоило ему прилюдно заявить о буме на мобильные телефоны, которые заменяют чеченской молодежи реальность, как многочисленные соратники готовы были приступить к изъятию мобильников у населения.

И последнее. Рамзан Кадыров, несмотря на юный для политика возраст, уже имеет огромное количество наград и званий. Думается, что их число будет только расти. И это не только признание его заслуг российским и чеченским руководством, но еще и колоссальный аванс, который ему предстоит оправдать. С конкретными делами должен появиться ответ на вопрос – а не растит ли российская власть очередного диктатора для соскучившейся по мирной жизни Чечне.

Выбор читателей