Гибель Евдокимова должна притормозить "неприкасаемых"

Народ, несмотря на любовь к губернатору Евдокимову, встал на сторону водителя Щербинского. Акции в поддержку Олега Щербинского – первый случай, когда общественность публично выразила недоверие судебной власти




В среду в Барнауле и Приморье начались акции в поддержку водителя Олега Щербинского, признанного виновным в гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. А в Москве стартовала акция "Белые ленточки": автомобилисты, выступающие за объективное рассмотрение дела Щербинского, привязывают к антеннам своих машин куски белой материи.

Строго говоря, массовые акции начались гораздо раньше, сразу после того, как 3 февраля суд Зонального района Алтайского края суд признал Щербинского – водителя машины "Тойота-Марино", с которой столкнулся "Мерседес" Евдокимова, виновным в нарушении правил дорожного движения и приговорил его к 4 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении. Олег Щербинский своей вины не признал. По его мнению, трагедия на трассе Бийск–Барнаул 7 августа 2005 г. произошла из-за того, что машина Евдокимова двигалась со значительным превышением скорости. И при всем своем желании он просто не успевал принять меры, чтобы избежать ДТП. Адвокаты потребовали отменить обвинительный приговор и направить дело на новое судебное рассмотрение. И пригрозили, если Алтайский краевой суд не удовлетворит их кассационную жалобу (ее рассмотрение назначено на 23 марта), обращаться в вышестоящие судебные органы, а при необходимости – дойти до Страсбурга.

Солидарность с Щербинским проявили автолюбители. В столице и многих областных центрах они собирались в колонны и направлялись к правительственным зданиям, чтобы выразить свой протест против необъективного, по их мнению, приговора. Сотрудники ГИБДД, получившие приказ любой ценой рассеять колонны машин, двигавшихся с включенными фарами и подававших звуковые сигналы, останавливали часть автомобилей, придираясь к любой мелочи, чтобы задержать водителей хотя бы на время составления протокола. Между тем многие гаишники, не находившиеся в тот день на службе, присоединились к акции и тем самым дали понять властям, что в подобных ситуациях милиция может встать на сторону народа.

А народ, несмотря на любовь к артисту Евдокимову, встал на сторону Щербинского. Вынесенный ему приговор более половины опрошенных социологами россиян (59%) назвали несправедливым. Поддержал такое решение суда лишь каждый десятый респондент, 17% затруднились высказать свое мнение по этому делу, а 14% вообще ничего о нем не слышали. Таковы результаты опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады.

Власти явно испугались. Вначале они вяло поддерживали решение суда, который посчитал, что Щербинский допустил преступную небрежность, поскольку имел возможность предупредить столкновение с "Мерседесом" губернатора. При этом звучали фразы, что, дескать, суд и так проявил милосердие, что колония-поселение – это не тюрьма, что осужденный уже через пару лет сможет рассчитывать на условно-досрочное освобождение... Но когда общественность дала понять, что мириться с несправедливым приговором она не намерена, власти пошли на попятную. Вначале сменился тон сообщений об обстоятельствах гибели Евдокимова на всех ведущих телеканалах страны. Затем в аналитических программах стали звучать гневные филиппики в адрес суда, не разобравшегося в сути происшедшего и вынесшего решение в пользу чиновничества, привыкшего безнаказанно нарушать ПДД.

Журналисты, освещающие автомобильную тему, также активно критиковали решение районного суда, некоторые даже выражали сомнение в том, была ли судья беспристрастной, не выполняла ли она указание местных властей. А известный радиожурналист Юрий Гейко был неожиданно приглашен на прием к председателю Совета Федерации Сергею Миронову. В беседе принял участие еще один сенатор – бывший глава ГИБДД РФ Владимир Федоров. Собеседники быстро нашли общий язык, а Миронов не только поддержал акцию автомобилистов в защиту Щербинского, но и согласился с необходимостью регламентировать правила езды на спецмашинах с синими проблесковыми маячками. Миронов также сообщил, что он уже обратился к генеральному прокурору, чтобы тот взял это дело под контроль и обжаловал приговор в порядке прокурорского надзора, отметив при этом, что власти не должны "давить" на суды при рассмотрении подобных дел.

Затем к этому делу внезапно подключилась Общественная палата. Председатель комиссии ОП по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы адвокат Анатолий Кучерена заявил о своем намерении присутствовать на рассмотрении в Алтайском краевом суде жалобы адвокатов Олега Щербинского. Накануне судебного заседания московский адвокат осужденного Андрей Карпов передал Кучерене все имеющиеся у него материалы по делу. Ознакомившись с ними, Кучерена выразил готовность защищать Щербинского и в качестве адвоката, и от имени ОП.

Зашевелились и партии. Не желая отдавать приоритет "Партии жизни", которую возглавляет Сергей Миронов, свой судорожный ход сделала "Единая Россия". Алтайское региональное отделение ЕР выступило с заявлением по обвинительному приговору, где, в частности, говорится: "Мы глубоко убеждены в том, что перед законом все равны. Тот факт, что в дорожно-транспортном происшествии пострадало высокопоставленное лицо, не должен оказать влияние на беспристрастность суда. Приговор Щербинскому ставит под сомнение уверенность граждан в справедливости судебных властей при защите их интересов". Кроме того, алтайские единороссы обратились к центральным органам партии с предложением "поручить фракции "Единая Россия" в Госдуме выйти с законодательной инициативой о внесении в ПДД необходимых поправок, регламентирующих использование специальных сигналов на автомобилях.

Активисты алтайской организации ЕР начали 20 марта сбор подписей под воззванием "Мы поддерживаем Олега Щербинского и требуем открытого и беспристрастного рассмотрения уголовного дела" и, как сообщила пресс-служба партии, в течение 2-х часов собрали в Барнауле более 600 подписей. К акции присоединились региональные организации ЕР в Томской, Новосибирской, Нижегородской областях и Красноярском крае, собрав за 3 дня свыше 20 тыс. подписей. Сведения об этих подписях будут переданы адвокатам Щербинского для представления их в Алтайский краевой суд, который, как сообщалось выше, 23 марта приступит к рассмотрению кассационной жалобы защиты на обвинительный приговор районного суда.

Предполагается, что заседание краевого суда будет проходить в открытом режиме. Об этом сообщил адвокат Щербинского в Барнауле Сергей Шмаков. По его словам, суду необходимо точно установить скорость "Мерседеса" перед началом торможения. Эта важно, поскольку при движении со скоростью свыше 200 км/ч Олег Щербинский просто физически не мог заметить движущийся за ним автомобиль.

Что остается после всего этого судьям краевого суда? Они могут, конечно, не обращать внимание на выступления общественности и упрямо защищать честь мундира своих коллег. Но тогда им придется обосновать действия районного суда, который почему-то отверг 13 ходатайств защиты. В том числе, о назначении комплексной экспертизы. Таким образом, по мнению адвокатов, был проигнорирован принцип "Все равны перед законом и судом", провозглашенный Конституцией РФ. Более того, если суд оставит Щербинского за решеткой, то каким бы аргументированным ни было итоговое решение, люди с активной гражданской позицией не смогут с ним смириться. Ведь в эту ситуацию может попасть любой. И речь идет уже не об одном отдельно взятом водителе, а о прецеденте в противостоянии "простой человек и власть".

Судебная практика по подобным делам пока весьма печальна – из 8 "дел с мигалками" не выиграно ни одно. В такой ситуации автолюбители вынуждены объединяться не столько для поддержки Щербинского, сколько для защиты своих конституционных прав. В противном случае наличие на автомобиле чиновника спецсигнала автоматически становится равносильным судебной неприкосновенности.

Вчера многие московские автомобилисты привязали к своему автомобилю белые ленточки, сегодня они ждут решения суда и надеются на справедливость, а завтра могут начать акции гражданского неповиновения, намеренно блокируя все автомобили с "мигалками" на столичных улицах. Суд не может не понимать этого. И даже если не получит указаний "сверху", то просто обязан учесть требования "снизу". Ведь это первый случай, когда общественность публично выразила недоверие судебной власти, которая довольно часто руководствуется не законом, а интересами государства и его представителей. Судьям, которые сегодня неплохо зарабатывают и имеют определенные привилегия, проще признать Щербинского невиновным, чем вызвать гнев толпы, которая ведь может не ограничиться требованием отменить "мигалки". Вначале речь может пойти об отмене неприкосновенности не только чиновников, но и самих судей. А затем какие-то политические силы могут инициировать референдум с требованием вернуться к существовавшему в СССР принципу выборности судей. Причем выбирать не так, как прежде, а на альтернативной основе, когда конкуренцию любому судье могут составить не только прокуроры, но и адвокаты. Представляете, каким будет результат такого референдума? И сколько судей сумеют сохранить свои мантии после свободных выборов? Нет, лучше до этого не доводить. И это, похоже, уже поняли все.

Выбор читателей