Россия избавляется от маршруток-убийц

Власти ряда российских городов начали кампанию по прекращению работы пассажирских "ГАЗелей" в качестве общественного транспорта. Взамен чиновники предлагают большегрузные автобусы




Шустрые, но зачастую неуправляемые "ГАЗели" давно снискали дурную славу у населения. Виной тому - многочисленные автокатастрофы, в которые эти маршрутки попадают с пугающей регулярностью. Поэтому не удивительно, что в ряде российских областных и краевых центров полным ходом идет кампания по прекращению работы пассажирских микроавтобусов на городских маршрутах.

Так, еще в прошлом году с подобными инициативами выступали власти Перми, Новосибирска и Барнаула. Во всех случаях такое решение объяснялось повышенной опасностью этих маршруток на дорогах. "За год нам удалось снизить количество "ГАЗелей" на сотню машин, - рассказал "Новым известиям" начальник комитета по транспорту Барнаула Николай Долженко. - Сейчас в Барнауле работает около 500 микроавтобусов. Мы планово снижаем количество этих машин. Это ведь грузовички, а не пассажирские автолайны. Они уже отслужили свое, и нам нужно стремиться к большему комфорту. Тем более что без "Газелей" дороги стали безопасными".

Примеру этих городов решил последовать и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, который накануне заявил о том, что время этих микроавтобусов уже прошло и от них нужно отказаться, как от уличных киосков. В качестве замены екатеринбургские чиновники предлагают автобусы "Форд" большой вместимости, в которых более 30 пассажирских мест. Таких средств передвижения в городе уже около трехсот. "Таким образом, мы пытаемся еще и разгрузить дороги, - пояснил изданию пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Константин Пудов. - Ведь если все сядут в автобус большой вместимости, не нужно будет пускать столько маршруток. Тем более "ГАЗели" слишком некомфортны по сравнению, к примеру, с автобусами "Форда", и являются пережитком 90-х годов. Если есть возможность ездить в комфортабельном транспорте, зачем закупать устаревшие модели?"

Однако есть одно "но": почти все пассажирские "ГАЗели" в городе принадлежат частным перевозчикам, и диктовать им свои условия екатеринбургские чиновники не могут. Впрочем, решение этой проблемы все-таки существует. "Администрация города определяет маршруты городских такси и те фирмы, кто будет работать на этих маршрутах, - отметил Пудов. - Поэтому частные перевозчики зависят от местных властей. Договор на маршрут действует год, а потом опять всех ждет конкурс. Естественно, его выиграет тот частный автопарк, где будут более безопасные, комфортабельные и большой вместимости машины". Стоит признать, что мягкое давление властей перевозчики уже ощущают. Да и местная Госавтоинспекция планирует внести свою лепту в решение данного вопроса.

Вместе с тем в столице такая ситуация в принципе невозможна. "Любые административные вмешательства в бизнес наказуемы, - пояснила в интервью "НИ" начальник пресс-службы департамента транспорта и связи Москвы Мария Проценко. - Автобусов на дорогах слишком много, и заменять микроавтобусы обычными нельзя. Большегрузного пассажирского транспорта в Москве более 5 тыс. единиц. Да и маршрутки очень нужны, особенно в вечернее время. Ведь слишком нерентабельно катать в большегрузном автобусе двух человек". С другой стороны, по словам Проценко, в Белокаменной наметилась тенденция замены стареньких "ГАЗелей" на микроавтобусы-иномарки, причем "без чьих-либо указаний".

Нам же остается напомнить, что еще в апреле прошлого года министр транспорта РФ Игорь Левитин недвусмысленно заявил, что все маршрутки производства Горьковского автозавода старого образца должны быть заменены новыми моделями этой же марки, которые специально выпускаются для пассажирских перевозок. К этим маршруткам, по словам министра, предъявляются более строгие требования, и у них другие эксплутационные характеристики. В то же время в Минтрансе подчеркнули, что в крупных городах следует переходить на автобусы средней вместимости - от 25 до 30 человек. Как мы видим, лед в этом вопросе уже тронулся.

Выбор читателей