"Трансвааль": последняя надежда на видеопленку

По мнению проектировщика крыши "Трансвааль-парка" Нодара Канчели, пленка с записью падения первой колонны может пролить свет на очень многое. Между тем Сергей Шойгу отрицает существование этой записи




Ситуация, сложившаяся вокруг расследования причин трагедии в "Трансвааль-парке", удивительным образом становится похожей на то, что творилось с АПЛ "Курск". Глава МЧС Сергей Шойгу заявил, что никакой видеозаписи, на которой видно разрушение одной из колонн, поддерживающих купол московского "Трансвааль-парка", "просто не было". Заявление это во всех отношениях странное: запись видели начиная с вечера субботы уже десятки людей. И именно эта пленка может, по мнению главного конструктора купола аквапарка Нодара Канчели, раскрыть тайну трагедии. Обо многих деталях строительства аквапарка, о возможных причинах катастрофы и о загадочной пленке Нодар Канчели рассказал в интервью газете "Известия".

ЗАО "К", которым руководит Канчели, было привлечено к работе на стадии рабочего проектирования, когда стали думать о том, какой будет оболочка комплекса - крыша. Заказчиком выступила фирма Kocak Insaat - генподрядчик и разработчик рабочей документации. Они имеют лицензию на проектирование, и они выполняли рабочее проектирование.

Представители Kocak Insaat выразили желание применить в аквапарке ту же технологию, которая была использована при проектировке перекрытий Гостиного Двора, где было сделано сверхпрозрачное стеклянное покрытие. Для аквапарка оболочка была сделана из железобетона. Проект был согласован с мастерской "Киселев и партнеры". Эта мастерская является автором всего проекта комплекса, она выполняла утверждаемую часть проекта и вела авторское сопровождение проекта на рабочей стадии.

Полностью монолитных оболочек такой формы во всем мире немного. Возводилась она на сплошных лесах. Турки сделали деревянную опалубку. По словам Канчели, они это делали очень качественно, быстро, точно, с чистой геометрией.

У ЗАО "К" с Kocak Insaat был заключен договор на авторский надзор. Коллеги Канчели принимали опалубку, укладку арматуры, присутствовали при бетонировании. У Kocak Insaat был договор с НИИ железобетона (НИИЖБ) в части подбора и контроля качества бетона и сварных стыков арматуры. После бетонирования конструкция месяц стояла в опалубке, набирала прочность. Потом опалубку по разработанной ЗАО "К" технологии начали снимать. Это очень тонкий момент - если взять и на каком-то участке убрать временные опоры, то усилие в соседних возрастет многократно и может быть мгновенный их излом. Потом по миллиметрам опускали стойки опалубки - всего около 700 штук. В результате, когда вся опалубка отошла, прогиб крыши составил примерно 12-13 сантиметров.

Это было испытание оболочки на собственный вес конструкции. И величина этого прогиба полностью совпала с расчетными цифрами. Именно это убедило проектировщиков в надежности конструкции. Потом крыша простояла зиму 2001 г. - внизу под ней начались работы, потом ее закрыли стеклом снаружи. Через год, в июле 2002 г., аквапарк открыли. Аквапарк проработал почти две зимы, включая и эту, без единого замечания.

После открытия комплекса ЗАО "К" крышу не инспектировало. Проводить или не проводить мониторинг, решает заказчик. В ЗАО "К" на этом не настаивали. Канчели сильно убедил эксперимент при распалубке. Если бы реальный прогиб сильно отличался от расчетного, проектировщики повесили бы там датчики. Под снегом крыша должна была прогнуться еще на 3-5 см, все как и было рассчитано.

Видеопленку, которую сейчас изучает следствие, Канчели несколько раз просматривал вместе с мэром Москвы. "Мы видим, что внутри светло. Опорные колонны, кусок крыши. И где-то в районе 8-й колонны снизу вдруг молниеносный выхлоп на 3-4 м в сторону. Огня не было... Облако... После этого исчез свет. И все. Конец. Крыша легла, и из-под нее веером, верхушками наружу торчали выдавленные при падении колонны.

Падение всего одной колонны из 51 могло неизбежно повлечь за собой обрушение всей конструкции. "Я это в первый же вечер объяснял Лужкову. Иначе и быть не может. Усилие в этой колонне около 80 тонн. Если ее быстро убрать, это все равно что на крышу в этом месте подвесить 80 т груза. Нижние стержни арматуры оболочки, которые натянуты, как бандаж, неизбежно должны были разорваться. Это так называемая статически определимая система. Если я удалю в такой системе один несущий элемент, все складывается. К такому типу конструкций относятся и фермы Гостиного Двора, и козырек Лужников, и покрытие Ледового дворца в Крылатском, почти любая ферма железнодорожного моста".

Колонны, о которых идет речь, сделаны из стали, имеют диаметр 430 мм и большой запас прочности. Снаружи их просто оштукатурили бетоном. "Да я уже голову сломал, пытаясь понять, что там могло случиться, – говорит Канчели. - Отчего могло быть это облако? Даже если бы рухнула бетонная колонна, а не стальная, то и тогда такого направленного облака быть не могло. Но его все видели... Удар какой силы нужно было приложить к нашей колонне, чтобы она потеряла устойчивость? Какой глубины должна была быть вмятина на стальном стержне, чтобы он согнулся?

По мнению Канчели, взрывчатку – "кусок пластита размером с портсигар" - в аквапарк пронести можно было очень легко. Однако экспертиза должна была найти следы этого взрывчатого вещества. Колонны, когда Канчели приехал на место, лежали веером, накрытые сверху крышей аквапарка, и на всем этом еще была куча всякого хлама. "Мы сказали в оперативном штабе: нужно убрать этот хлам, чтобы осмотреть все колонны. Если колонны будут мешать спасать людей, то нужно пронумеровать их и базы, в которые они крепились, чтобы потом воссоздать картину обвала. На следующее утро приезжаю, а там все эти колонны - перекореженные, сломанные - валяются в куче обломков. Как будто нарочно сделано…"

Нодар Канчели полагает, что видеокассету с записью необходимо передать на высочайшего уровня экспертизу, оцифровать ее, обработать и по долям секунды восстановить картину происшествия.

Некоторые вещи после тщательного осмотра оказались весьма настораживающими: "Мы крепили арматуру в крыше методом "ванной сварки" - очень прочная сварка, когда в согнутую дугой пластину укладываются два арматурных стержня и завариваются. Я полез, стал щупать в месте некоторых стыков, где выкрошился при падении бетон, - нет следов сварки. В другом месте - тоже нет. Просто не было сварки".

"Говорят, там были плохие грунты. Мы фундаментами и нижними этажами не занимались. Но в первый же день вместе с комиссией ходили внизу - в цокольном этаже находятся те самые колонны, на которые сверху опираются колонны оболочки. Там была сплошная лужа, по которой мы ходили, примерно сантиметра два. Я, честно говоря, не увидел там никаких провалов и никаких трещин".

Над проектом работали разные фирмы, каждая отвечала за свой участок. Расчеты по крыше были переданы фирме Kocak Insaat, и ЗАО "К" не несет ответственности за то, были ли их расчеты учтены при дальнейшем планировании. Температурные перепады были учтены. Как говорит Канчели, "там нет ничего сложного. Над кровлей находился вентилируемый утеплитель. Он был абсолютно сухой и чистый, мы это проверили. Снизу оболочка была обработана современными красками, которые прекрасно защищают поверхность от проникновения влаги. Да и нет никаких следов того, что хлор разъел арматуру".

Восстановить аквапарк, по мнению проектировщика, можно: "надо только разобрать крышу и построить ее заново. Все остальное, на наш взгляд, цело".

Трагедия в "Трансвааль-парке". Фотогалерея

"Трансвааль" был обречен

Живых в руинах аквапарка найти уже не надеются

Аквапарк: теракта не было. Это свои

Снег-убийца на хилых крышах

Виновникам трагедии в аквапарке светит до 5 лет

"Трансвааль": полный список погибших и раненых

Новая версия трагедии в Ясеневе – громкая музыка

Следствие увидело причину трагедии в "Трансваале"

Выбор читателей